Распределение совокупности товаров по категориям (звеньям) происходит в соответствии с признаками классификации. В зависимости от характера влияния на потребительские свойства товаров классификационные признаки подразделяются на существенные и несущественные. Существенность признака определяется не только его важностью, но и тем, что, будучи единичным, он взаимосвязан с другими признаками и используется в совокупности (в классификационной системе) с ними. В зависимости от степени охвата всех товаров признаки бывают общие и специфические. Важнейшими общими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы). Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован на высших и низших ступенях классификации. Обычно на первых ступенях деления товаров на классы и группы используют обобщенный признак назначения (например, продовольственные и непродовольственные товары, или товары обувные и одежные). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Например, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные. Складные ножи в зависимости от назначения делятся на ножи общего назначения, специальные (монтерские, шоферские, туристические и др.) и подарочные. Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, на резиновой подошве, с верхом из натуральных и искусственных материалов. В зависимости от общности сырьевого признака продовольственные товары делят на хлебобулочные изделия, плоды и овощи, мед, кондитерские, молочные, яичные, мясные, рыбные и др. По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные. Следует отметить, что состав продовольственных товаров определяет их пищевую ценность. Например, в зависимости от пищевой ценности молочные продукты делят на продукты широкого назначения, диетические и детские. По содержанию жира творог делят на жирный, полужирный и нежирный. Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Оно осуществляется с учетом особенностей конструкции (устройства, формы и размеров всего изделия и его деталей, характера их соединения и взаимодействия). Особенности конструкции определяют назначение товара и его потребительские свойства. Образец изделия определенной конструкции, предназначенный для серийного производства, называют моделью. Так, в зависимости от особенностей конструкции холодильники бывают компрессионными, абсорбционно-диффузионными и термоэлектрическими. Сходное понятие с конструкцией имеет термин — фасон, который характеризует особенности силуэта, покроя изделия, особенности формы (например, фасоны обуви, одежды). Фасон стеклянных и керамических изделий определяется формой корпуса, конструкцией (на ножке, поддоне), характером края и видом борта (сплошной, ажурный). Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. По этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессованную, прессовыдувную, каждая из них характеризуется определенным комплексом потребительских свойств. Способ производства определил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна. Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. В соответствии со способом обработки колбасные изделия классифицируют на вареные, полукопченые, копченые (варено- и сырокопченые). По технологии капуста белокочанная может быть свежей, квашеной, маринованной и сушеной. По способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые. По происхождению продовольственные товары бывают растительные (плоды, овощи, ягоды, зерновые и др.) и животные (мясные, рыбные и др.). По происхождению крупа бывает из зерна, проса, гречихи, риса и других хлебных культур. Рыбные товары можно классифицировать по районам лова. Например, в зависимости от района лова различают сельдь атлантическую, тихоокеанскую, беломорскую, каспийскую, черноморскую и др. Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т.д. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми. К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного кли мата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная), упитанность (мясные туши) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации. Некоторые товары классифицируют по специфическим признакам, обусловленным их природой и, соответственно, особенностями потребительских свойств. Так, музыкальные товары систематизируют по способу извлечения звука (щипковые, смычковые, кпавишные, духовые и т.п.). Парфюмерные товары делят в зависимости от характера и типа запаха на цветочные, шипровые, фантазийные и др. Возрастает интерес к разработке теоретических вопросов классификации товаров. С углублением международного разделения труда и развитием международного обмена товарами возникла острая необходимость классифицировать все многообразие товаров на мировом рынке. В России стали использовать новые системы классификации (гармонизированную систему), что еще раз подтверждает большое значение расширения исследований по разработке научных основ классификации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Признаки классификации товаров» з дисципліни «Теорія товарознавства»