ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка громадського та державного сектору » Економіка соціальної сфери

Состояние сферы культуры в России
На начало 2001 г. в Российской Федерации насчитывалось 547 профессиональных театров, в том числе 65 – оперы и балета, 318 – драматических и музыкальной комедии, 151 – кукольных и юного зрителя, 264 концертные организации и самостоятельных филармонических коллектива, 62 цирка, 2047 музеев, 51,2 тыс. общедоступных библиотек, 54,8 тыс. учреждений культурно-досугового типа (дворцы культуры, клубы, центры досуга и т.п.), 542 парка культуры и отдыха. Количество недвижимых памятников истории и культуры, охраняемых государством, составило 84,9 тыс.
Сеть организаций, занимающихся исполнительским искусством, сохранением культурного наследия, клубной деятельностью, формировалась в советское время (табл. 4.4) как сеть государственных учреждений и учреждений, принадлежащих государственным предприятиям. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами размещения учреждений культуры. Для городов разной численности и разного статуса (районный центр, город областного подчинения, областной центр, центр автономной республики, столица союзной республики) предусматривался свой определенный минимальный набор учреждений культуры.
Таблица 4.4
Показатели развития сферы культуры

1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Театры

Посещаемость театров на 1000 населения

Музеи

Посещаемость музеев на 1000 населения

Библиотеки, тыс.

Численность читателей библиотек на 1000 населения

Культурно-досуговые учреждения, тыс.

Количество мест в культурно-досуговых учреждениях на 1000 населения

Количество стационарных киноустановок, тыс.

Количество посещений киносеансов в среднем на одного жителя

Количество газет (изданий)

Разовый тираж газет, млн. экз.

Количество журналов и других периодических изданий

Годовой тираж журналов и других периодических изданий, млн. экз.

Количество наименований изданных книг и брошюр, тыс.

Тираж изданных книг и брошюр, млн. экз. 288

474

492

278

69,1



73,5



64,3

19

4474

25

2361

649

49

990 310

535

582

497

61,6



78,7



96,7

22

4445

45

4133

2060

50

1059 324

512

740

636

62,1

563

77,5

98,0

87,7

18

4413

120

3960

2488

50

1393 382

375

1315

971

62,6

487

73,2

90,4

60,2

11

4808

166

3681

5010

41

1553 470

213

1725

509

54,4

407

59,9

74,6

34,4

0,5

5101

122

2471

299

34

475 547

212

2047

504

51,2

410

54,8

73,6

18,0

0,3

5758

109

3570

607

60

471

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 259-265.

Пользование библиотеками и ряд услуг культурно-досуговых учреждений были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на низком уровне, обеспечивающем доступность этих видов культурной деятельности. Государственные театры, концертные организации, музеи, массовые библиотеки и клубные учреждения финансировались из государственного бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание культурно-досуговых учреждений и библиотек, принадлежавших предприятиям и колхозам, покрывались за счет их собственных средств.
В переходный период от плановой к рыночной экономике вышеуказанные отраслевые системы эволюционировали в разных направлениях. Если общее число библиотек, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха уменьшалось, то сеть театров и музеев, наоборот, расширялась (табл. 4.4). Особенностью организации театрального дела в нашей стране в период социализма было использование исключительно модели репертуарного театра (модели МХАТа). С конца 1980-х гг. в стране появилось несколько тысяч небольших по размеру театральных студий, часть которых стала профессиональными репертуарными театрами. Одновременно получила развитие другая, широко применяемая в мире модель организации театральной деятельности – антреприза.
Вместе с тем показатели посещаемости всех видов учреждений культуры в последнее десятилетие снижались. Основными причинами этого стали бурное развитие аудиовизуальной техники, кабельного и спутникового телевидения, расширившие возможности многих людей потреблять культурные блага "на дому" и превратившие многие квартиры в "домашние учреждения культуры". Сыграли свою негативную роль также сокращение туризма внутри страны и ухудшение качественных характеристик благ, предлагаемых населению, обусловленное значительным уменьшением государственного финансирования сферы культуры.
Приватизация экономики затронула рассматриваемые секторы сферы культуры. Учреждения культуры, принадлежавшие приватизируемым промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, были частично переданы в муниципальную и государственную собственность, частично остались в собственности приватизированных предприятий, а некоторые культурно-досуговые организации стали самостоятельными хозяйственными обществами. В настоящее время профессиональные театры, филармонии, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения в подавляющей части остаются в рамках общественного сектора экономики и находятся в государственной или муниципальной собственности.
В отличие от деятельности в области исполнительских искусств и сохранения культурного наследия, выпуск периодических изданий и книг, производство аудиовизуальной продукции осуществляются теперь по преимуществу негосударственными организациями.
Общее количество издаваемых газет в нашей стране устойчиво растет в течение последних двадцати лет, но разовый тираж, достигнув пика в 1990 г., стал затем сокращаться (табл. 4.4). В 2000 г. выпускалось 5,8 тыс. газет, а их разовый тираж в расчете на 1000 населения составил 109 экз. Это соответствует показателям таких стран, как Италия, Мексика, Турция. Для сравнения: в США значение указанного показателя в два раза выше, в Великобритании – в три раза. Общий тираж издаваемых книг сократился за последние десять лет более чем в три раза. В 2000 г. было издано 471 млн. экз. Но количество наименований издаваемых книг стало расти в последние годы, достигнув в 2000 г. 60 тыс. Разнообразие издаваемых книг увеличивается, но средний тираж одного издания падает.
Наиболее драматичные изменения переживает кинематограф. В 1990-е гг. резко сократилось количество зрителей, посещающих киносеансы (табл. 4.5). Такая тенденция существует во всем мире, но у нас и во многих других странах с переходной экономикой отток зрителей из кинотеатров был очень сильным, и теперь по показателю количества кинопосещений на одного жителя (0,3 в 2000 г.) мы уступаем в несколько раз странам с развитой рыночной экономикой (Германия – 1,5 в 1995 г., Италия – 1,6 в 1995 г., США– 4,6 в 1994г.). Одновременно с сокращением числа кинозрителей происходило вытеснение отечественных фильмов с киноэкранов страны. Так, в московских кинотеатрах в 1995 г. лишь 8% сеансов занимали российские фильмы, 73% – американские, 6% – французские и 9% – другие европейские фильмы*. Покупать и прокатывать зарубежные фильмы оказалось гораздо дешевле, чем вкладывать средства в производство отечественных кинокартин. Все эти факторы обусловили сокращение производства отечественных кинофильмов.
* Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерея, 1998. С. 103.

Таблица 4.5
Показатели деятельности отрасли кинематографии

1985 г. 1991 г. 1995 г. 2000 г.
Выпуск полнометражных игровых фильмов
В том числе с государственным финансированием
Количество посещений киносеансов, млн. 119
119
2263 375
24
1323 51
35
80 51
37
42

Источник: данные Госкомстата России.

Единая государственная система телерадиовещания, существовавшая в СССР, была децентрализована. Вместо нее возникли федеральная телерадиокомпания "Останкино" и региональные и местные телерадиокомпании. Помимо них стали создаваться частные телерадиокомпании. В 1998 г. 1038 организаций имели лицензии на телевещание и 737 – на радиовещание. Среди них 601 – это государственные и муниципальные предприятия и учреждения, 1103 – коммерческие организации. В 1990-е гг. сократился объем вещания, непосредственно обеспечиваемый государственным телевидением. Первоначально вечернее время четвертого частотного канала было передано негосударственной телекомпании НТВ. Затем права вещания по шестому частотному каналу получила негосударственная компания ТВ-6. В 1995 г. вещание на первом частотном канале вместо государственной телекомпании "Останкино" стало осуществлять акционерное общество закрытого типа "Общественное российское телевидение" (ОРТ). Его учредителями, помимо государства, стал ряд негосударственных коммерческих структур. Тем самым был создан прецедент слияния государственного и частного финансирования телевещания. В 1996 г. указом президента четвертый частотный канал, который использовался Всероссийской государственной телерадиовещательной компанией (ВГТРК) в дневное время и негосударственной телекомпанией НТВ в вечернее время, был в полном объеме закреплен за НТВ.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Состояние сферы культуры в России» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Частини мови
Аудит розрахунків з оплати праці
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
ОРГАНІЗАЦІЯ І СТРУКТУРА АУДИТОРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ


Категорія: Економіка соціальної сфери | Додав: koljan (31.08.2012)
Переглядів: 1022 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП