Принципы организации советской системы здравоохранения
Существующая российская система здравоохранения во многом унаследовала принципы организации советской системы здравоохранения*, главными характеристиками которой являлись: право на бесплатную медицинскую помощь для всего населения; финансирование здравоохранения из государственного бюджета и средств государственных предприятий; предоставление медицинской помощи государственными лечебно-профилактическими учреждениями; предоставление амбулаторно-поликлинической помощи в поликлиниках, объединяющих врачей разных специальностей; централизованная система административного управления. * Ее нередко называют моделью Семашко по фамилии первого народного комиссара здравоохранения в Советской России НА. Семашко, руководившего ее созданием.
Право всех граждан государства на бесплатное получение медицинской помощи было провозглашено в Советской России в 1918 г. впервые в мире. Для обеспечения этого права была создана разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений (см. табл. 2.4). Почти все из этих учреждений находились в государственной собственности. Небольшое число медицинских организаций принадлежало профсоюзам и общественным организациям. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), принадлежащие государству, делились на две большие группы. Первая группа – это система государственных ЛПУ, финансирование которых осуществлялось непосредственно из государственного бюджета. Их называли также учреждениями в системе Министерства здравоохранения. Каждое из государственных ЛПУ обслуживало все взрослое или детское население, проживающее на определенной территории. Вторую группу составляли ЛПУ, находящиеся на балансе различных государственных ведомств и государственных предприятий. Они назывались ведомственными ЛПУ, финансировались за счет бюджетов ведомств и доходов предприятий и предназначались для обслуживания работников соответствующих ведомств и предприятий и членов их семей. В 1990 г. в России количество стационарных медицинских учреждений в системе Министерства здравоохранения составляло 11970, а количество ведомственных больничных учреждений – 792. На практике советские граждане действительно имели право на бесплатную медицинскую помощь и это право реализовывали. Но разные категории граждан имели право на бесплатное получение медицинских услуг разного качества. Ведомственные медицинские учреждения для того и создавались, чтобы обеспечить более качественное медицинское обслуживание работников партийно-государственного аппарата и предприятий тех отраслей, развитие которых считалось приоритетным. ЛПУ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в настоящее время составляют подавляющее большинство организаций здравоохранения. В 2000 г. доля негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждений составила 8% их общего количества, а доля стационаров, находящихся в частной собственности, – 0,8% общего числа больничных учреждений. Основными типами медицинских организаций в российской системе здравоохранения являются следующие. Фельдшерско-акушерские пункты (45 тыс.*). * Здесь и далее приведены данные за 1999 г. Источники: Здравоохранение в России: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001; Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 году (статистические материалы). М.: Министерство здравоохранения России, 2000.
Амбулаторно-поликлинические учреждения (21254)*: амбулатории; поликлиники (1266); детские поликлиники (491); стоматологические поликлиники (908); диагностические центры (52). * Понятие учреждения в данной типологии не является характеристикой организационно-правовой формы (см. главу 9), а используется для обозначения всей совокупности самостоятельных организаций и подразделений, входящих в состав других организаций, которые предоставляют амбулаторную медицинскую помощь.
Станции (отделения) скорой медицинской помощи (3142). Станции переливания крови (197). Больничные учреждения (10910): больницы общего профиля: участковые (3474); сельские, районные (2011); городские (1840); детские городские (316); областные, краевые, республиканские (92); детские областные, краевые, республиканские (63). специализированные больницы: восстановительного лечения, инфекционные, офтальмологические, психиатрические, туберкулезные, наркологические и др. (686); родильные дома (247); больницы сестринского ухода (109); медико-санитарные части*. * Существуют, как правило, в составе предприятий народного хозяйства и организаций силовых ведомств.
Диспансеры: противотуберкулезные, онкологические, кожно-венерологические, психоневрологичес-кие, наркологические, врачебно-физкультурные и др. (1561). Клиники высших медицинских учебных заведений и медицинских научных организаций (118). Санаторно-курортные организации: санатории и пансионаты с лечением (1197); санатории-профилактории (1207). В систему здравоохранения входят также учреждения так называемого особого типа: лепрозории (2), хосписы (12), центры по профилактике и борьбе со СПИДом (71) и др. Отдельную подсистему составляют организации санитарно-эпидемиологического надзора: центры санитарно-эпидемиологического надзора (2104), дезинфекционные станции (49). Особенностью отечественной системы здравоохранения является предоставление амбулаторно-поликлинической помощи в поликлиниках, объединяющих врачей разных специальностей. Основной целью создания сети поликлиник являлось приближение специализированной медицинской помощи к населению и создание организационных условий для развития кооперации врачей разных специальностей. Важным отличием российской системы здравоохранения от других стран является также организационное выделение медицинской помощи, предоставляемой детям. В нашей стране существуют специальные детские поликлиники и детские больницы. Количественные характеристики российской системы здравоохранения представлены в табл. 2.4. В 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось 10,7 тыс. больничных учреждений с 1672 тыс. коек, 21,3 тыс. врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, рассчитанных на 3534 тыс. посещений в смену*. В сфере здравоохранения работало более 3,5 млн. человек, в том числе 680 тыс. врачей и 1564 тыс. среднего медицинского персонала. * Здравоохранение в России: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001. С. 202, 207, 284, 290, 292.
Таблица 2.4 Показатели системы здравоохранения России
1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. Количество больничных учреждений, тыс. Количество коек в больничных учреждениях на 1000 населения Количество амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс. Количество врачей всех специальностей всего, тыс. человек на 10 тыс. населения Численность среднего медицинского персонала всего, тыс. человек на 10 тыс. населения Среднее число врачебных посещений на одного жителя Численность лиц, поступивших в больничные учреждения, на 100 человек населения 12,5 13,5 19,4
620,7 43,2
1756,7 122,4 11,1
24,4 12,8 13,8 21,5
667,3 45,0
1844,0 124,5 9,5
22,8 12,1 12,6 21,1
653,7 44,5
1628,4 110,0 9,1
21,2 10,7 11,6 21,3
680,2 47,2
1563,6 108,4 9,1
22,0
Источники: Здравоохранение Российской Федерации: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 1995; Российский статистический ежегодник: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 1999. С. 213, 216; Здравоохранение в России: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001. С. 202, 207, 234, 284, 290, 292.
Советская система организации здравоохранения обладала серьезными преимуществами по сравнению с системами социального страхования и частного здравоохранения, доминировавшими в мире до середины XX в. Она обеспечивала получение всем населением страны бесплатной квалифицированной медицинской помощи, включая значительные объемы профилактической помощи. Однако государственной системе управления и финансирования здравоохранения присущи и серьезные недостатки. Она устанавливает жесткий централизованный контроль за деятельностью медицинских организаций и их работников, который фокусируется на количественных показателях в ущерб качественным характеристикам. Внутренние недостатки организации советского здравоохранения сочетались с медленным ростом его обеспеченности материальными ресурсами. В СССР здравоохранение имело невысокий приоритет при распределении государством финансовых и материальных ресурсов. С замедлением прогресса в улучшении здоровья населения и в повышении качества медицинских услуг недостатки высокоцентрализованной системы управления и финансирования здравоохранения стали рассматриваться как непреодолимые без кардинальных преобразований самой этой системы. На рубеже 1990-х гг. в России доминирующей идеей стал переход к страховой системе финансирования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принципы организации советской системы здравоохранения» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»