Государственная политика имеет много целей. Одна из них — стимулировать эффективное использование наших ресурсов, другая — стимулировать рост эконо- мики. Еще одна цель — обеспечивать справедливое распределение богатства как поколениям, так и внутри поколения (или, по меньшей мере, обеспечить минимум, ниже которого бедные не могут опускаться). Часто необходимо сделать выбор между такими направлениями. Например, для таких истощаемых природных ресурсов, как нефть, может существовать серьезный выбор, затрагивающий не одно поколение: нефть, потреб- ленная сегодня, недоступна для будущего потребления. Но экономисты не так заинтересованы в проблеме соотношения между текущим потреблением нефти данным поколением и будущими, как в соотношении между общим благосостоянием поколений. Тот факт, что последующие поколения, возможно, будут иметь меньше нефти, не означает, что обязательно их экономическое положение станет хуже. Существуют заменители нефти (такие как уголь). За счет больших сбережений сегодняшнее поколение увеличивает фонд капитала, доступный будущим поколени- Это не только специальные налоговые положения, относящиеся к нефтедобыче. Имеются предположения, что большой рост цен на нефть в 1973 и 1979 гг. породил непредвиденные прибыли для нефтяных компаний и что этими доходами нужно поделиться с остальной частью нации. Был введен налог на непредвиденные прибыли. Он был, однако, реально (временным) акцизом на нефть и, как следствие, мог иметь некоторый искажающий эффект. О более полном рассмотрении эффекта налога на использование нефти см.: Dasgupta P., Heal С, Stiglitz J.E. The Taxation of Exhaustible Resources, in Public Policy and the Tax System, G.A.Hughes and G.M.Heal, eds. London: George Allen and Unwin, 1980, P. 150-72. Историю и анализ энергетической политики США см.: Richard Victor, Energy Policy in America: A Study of Business — Government Relations. New York: Cambridge University Press, 1984. 646 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ ям, и таким образом создает лучшие экономические условия для них. Наконец, технологические изменения могут сделать возможным для будущих поколений создавать больше при меньшем использовании нефти. Заметное улучшение эконо- мичности использования топлива в американских автомобилях служит свидетельст- вом такой возможности. В предыдущих разделах мы отмечали выбор между краткосрочной эффективно- стью и ростом. Более обширные (долгосрочные) патентные программы больше стимулируют НИОКР31, но временные поощрения монопольной власти вызывают статическую неэффективность. Аналогично может существовать выбор между ростом и распределением. Неко- торые программы перераспределения богатства могут сокращать темпы экономиче- ского роста. Программы, увеличивающие темп роста за счет производительности труда, могут косвенно весьма благотворно сказываться на рабочих, особенно в перспективе. Любая политика, которая не стимулирует сбережения (как налог на наслед- ство) или вложения, может сократить уровень накопления капитала. Это приведет к уменьшению заработной платы и ухудшению экономического поло- жения рабочих. Пока государство не предпримет контрмер, неравенство может фактически возрастать. Налоговые меры, направленные на перераспределение дохода, всегда влекут искажения, уменьшающие размер делимого пирога. Таким образом, бедный, получающий большой кусок от меньшего пирога, не много выгадывает от таких перераспределительных программ. Государственные про- граммы, направленные на увеличение роста, возможно, дадут бедному меньшую часть пирога, но если он существенно вырос в размерах, бедный будет однозначно в лучшем положении32. Сторонники роста указывают, что политика, просто увеличивающая темп роста на 1,5% в год, для двух поколений (скажем, в течение 70 лет) повысит национальный доход по факторам производства вдвое, тогда как даже наиболее многообещающие распределительные программы не могли увеличить доход беднейшей части населения аналогичным образом. Сегодняшние бедные тем не менее не могут точно знать, что их потомки смогут жить гораздо лучше. Защитники бедных также указывают, что преимущества роста распределяются неравномерно. Среди тех, кто получит прибыль с меньшей вероятностью, видимо, те, кто долгое время лишен работы либо не имеет образования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАВЕНСТВО» з дисципліни «Економіка державного сектору»