В последние два десятилетия существовала обеспокоенность, что наши ограничен- ные запасы природных ресурсов — земли, нефти, угля, чистого воздуха, воды и различных минералов — приведут к сдерживанию роста экономики27. Резкий рост цен на нефть в 1973—1974 и в 1979—1980 гг. обратил внимание на нашу зависимость от истощаемости природных ресурсов. Проводились дискуссии о том, не относимся ли мы слишком расточительно к нашим ресурсам, не используем ли мы их слишком быстро. Существует широко распространенное мнение, не разделяемое, однако, большинством экономистов, что рынки не обеспечивают необходимых гарантий адекватного предложения ресурсов для будущих поколений и что требует- ся некая форма государственного вмешательства. В этом разделе мы рассмотрим два вопроса: есть ли рыночные несостоятельности, которые требуют государственного вмешательства, касающегося природных ресур- сов? каковы цели государственной политики по повышению эффективности исполь- зования природных ресурсов, удалось ли уменьшить эти недостатки рынка? Несостоятельность рынка и природные ресурсы. В 3-й главе мы заметили, что одно из условий, требующее гарантии обеспечения рынком эффективного распреде- ления ресурсов, — это наличие полного набора рынков риска и срочных сделок. Так, например, фирмы могли бы сегодня продавать нефть в счет поставки в 2000 г. Они могли бы застраховать даже от самых бурных непредвиденных обстоятельств, как, например, возможность того, что ядерный синтез может стать альтернативным источником энергии, снижающим цены на нефть. Когда существует полный набор рынков срочных сделок, собственники могут решать, продавать свою нефть сегодня или на следующий год, или через год. Цены на нефть в каждый данный момент времени отражают предельную ценность нефти. Цены будут гарантировать, что нефть распределена так, что ее предельная ценность на каждую дату (при каждом использовании) одинакова. Принципы ценового распределения ресурсов во времени Самое известное исследование в этой области было опубликовано в 1972 г проектной группой МТИ (Meadow s D et al The Limitc to Growth N Y , 1972) 644 Глава 28 ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ идентичны принципам, посредством которых цены распределяют ресурсы в любой момент времени среди конкурирующих пользователей. Но когда не существует полного набора рынка срочных сделок, собственники ресурсов должны делать предположение о том, какими будут цены в будущем. Если их предположения верны, то распределение ресурсов будет таким же, как если бы действительно имелся рынок срочных сделок, на котором индивидуумы могли бы покупать и продавать нефть в счет будущих поставок. Ответ на вопрос, действитель- но ли рынок чрезмерно расточительный, зависит от того, слишком ли пессимистичен рынок в отношении будущих цен на нефть28. Как может рынок с эгоистичными индивидуумами, живущими только 70 или 80 лет, обеспечить нарождающиеся поколения? Чтобы сделать это, требуется ли некая форма государственного вмешательства? Рынок может и действительно учитывает последствия, касающиеся жизни тех, кто принимает инвестиционные решения. Это особенно наглядно проявляется в случае с лесами. Люди сажают леса не для вызревания их, скажем, за 30—40 лет. Они делают это, зная, что, скажем, через 20 лет лес с полузрелыми деревьями будет высоко цениться. Они могут найти молодых людей, чтобы продать его им. Даже если понадобится 100 лет для выращивания деревьев до полной зрелости, лес мог бы быть прибыльным вложением: инвестор знает, что он может продать его более молодому человеку, который знает, что и он может продать его еще более молодому человеку, и т.д. Подобный принцип применяется к нефти и другим природным ресурсам. Если я знаю, что спрос на нефть будет увеличиваться через 40 лет, это побуждает меня покупать запасы, продавая их, скажем, через 20 лет, когда будущие потребности в них станут очевидными. Этот пример иллюстрирует, однако, одну трудность в утверждении, что рынок создает соответствующее обеспечение на будущее. Если предприниматели уверены, что рынок не узнает потребности в запасах за 35 лет, но знают, что они будут нуждаться в продаже своих активов через 20 лет, нефть может быть плохим вложением. Вопрос, следует ли государству вмешиваться, сложен. Можно ли быть уверен- ным, что государственные прогнозисты сделают лучшую работу, чем частные? Если информация о будущих потребностях широко известна, рыночная цена будет отражать эту информацию. Данное обстоятельство побудит частные фирмы делать долгосрочные прогнозы энергетических нужд. Государственная политика в отношении природных ресурсов. Государственная политика сфокусирована на наших ограниченных ресурсах энергии (хотя некоторые экономисты уверены, что в долгосрочный период ограниченное предложение других минералов может иметь серьезные последствия). Государство было так озабочено нашими ограниченными запасами энергии и нашей зависимостью от иностранцев, что в 1977 г. создало в составе кабинета отдельное управление энергетики. Федеральное правительство использует различные инструменты воздействия на предложение и спрос на энергию. В гл. 24 мы описали несколько специальных В случае нефти могли быть другие несостоятельности рынка В гл 8 мы рассмотрели проблему "совместного нефтяного месторождения" В этом случае предпринимаются попытки не только бурить чрезмерное количество скважин, но и добыть нефть раньше, чем другие Суммарное количество нефти, которое может быт извлечено, может уменьшиться (вследствие влияния чрезмерного бурения на давление пласта) В странах, где иностранные нефтяные компании боятся экспроприации, нефть т^кже может быть извлечена слишком быстро
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ» з дисципліни «Економіка державного сектору»