Мы видели, что налог на заработную плату может иметь лишь незначительное воздействие на предложение мужского труда. Значит ли это, что такой налог не оказывает нежелательного влияния? Как мы сейчас увидим, это не так. Даже если индивидуум не изменил предложения своего труда, государство могло бы получить больший доход без дополнительного ущерба благосостоянию индивидуума, заменив налог на заработную плату паушальным налогом. Вспомним определение паушального налога в гл. 18: это налог, величина которого не зависит от того, что делает индивидуум. Такой налог требовал бы от каждого гражданина заплатить определенную сумму государству, скажем, 100 дол. в неделю, вне зависимости от дохода. Он просто перемещает линию бюджетного ограничения индивидуума вниз, как изображено на рис. 19.4. Наклон линии бюджетного ограничения неизменен, индивидуум по-прежнему получает такое же дополнитель- ное потребление за дополнительно проработанный час. (В нашем примере при ставке заработной платы в 5 дол./час за каждый дополнительный час работы он продолжает получать 5 дол.) Если он работает 40 часов в неделю, его доход до уплаты налога составит 200 дол., после уплаты — 100 дол. Если он работает 50 часов в неделю, его доход до уплаты налогов 250 дол., а после — 150 дол. На каждом уровне предложения труда его доход сокращается в точности на 100 дол.6 Заметим, что паушальный налог вызывает эффект дохода: поскольку положение людей ухудшилось, они потребляют меньше товаров и меньше отдыхают (следова- тельно, больше работают). Действительно, эффект налога в точности соответствует эффекту дохода, описанному ранее. Мы сравниваем эффекты паушального налога и пропорционального подоходного налога на заработную плату, спрашивая, как предложение труда при паушальном налоге соотносится с его предложением при пропорциональном налоге. При этом мы выбираем такую ставку налога, чтобы оставить индивидуума на точно таком же уровне полезности (на той же кривой безразличия), которую он имел при паушальном налоге. Это сопоставление тоже отражено на рис. 19.4. При паушальном налоге индивидуум выбирает точку Е ; при подоходном налоге — точку Е*. Ясно, что при подоходном налогообложении предлагается меньше труда, что соответствует эффекту замещения, определенному нами ранее. Теперь нам нужно сравнить величину дохода, получаемого государством. Она измеряется разницей между линиями бюджетного ограничения до и после уплаты Killingsworth M., Heckman J. Female Labor Supply, Handbook of Labor Economics. Оценки эластичности предложения труда замужних женщин очень различны, но в основном колеб- лются между 0,5 и 2,5. В этом простом изложении мы не рассматриваем тот случай, когда доход индивидуума меньше, чем величина паушального налога, которым он облагается.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ» з дисципліни «Економіка державного сектору»