Помимо соображений об административных издержках существуют две проблемы эффективности и одна проблема равенства, которые возникают при сравнении категориальной помощи с помощью на широкой базе. Первая может породить стре- мление людей перейти в категорию нуждающихся, вызвать искажающий эффект. Это не дает истинной картины социального обеспечения. Люди не старятся быстрее толь- ко для того, чтобы попасть под действие программы. Однако существуют утвержде- ния, что ПСДИ вносит вклад в разъединение семей: уход низкооплачиваемого отца может повысить "общесемейный" доход, так как оставшаяся часть семьи попадает в категорию, охватываемую ПСДИ8. За последнее десятилетие было отмечено увеличе- ние числа детей, родившихся в семье без отца. Является ли это следствием выше- упомянутой причины — неясно9. Главным преимуществом программ помощи определенным категориям нужда- ющихся является то, что при определенных обстоятельствах они обеспечивают более эффективное перераспределение с меньшими потерями в эффективности. Они могут Последнее исследование оценило разрыв между социальными пособиями семьям с одним родителем и доходами молодых чернокожих. В 1983 г. совокупные выплаты ПСДИ и продуктовых талонов для семей, подпадающих под программу ПСДИ, в среднем равняются 4741 дол. Эта цифра выше, чем доход, декларированный в том же году 62% чернокожих людей в возрасте от 20 до 24 лет и 29% чернокожих людей в возрасте от 25 до 34 лет. Поскольку эти цифры отражают частично высокий национальный уровень безработицы в 1983 г., их сопоставление с данными за более ранние годы предполагает, что значительное число людей не может обеспечить доход достаточно высокий, чтобы содержать семью выше уровня благотворительности. См.: Levy F., Michel R. Work for Welfare: How Much Good Will It Do? American Economic Review. Vol. 76. May 1986. P. 399-404. Например, норма рождаемости вне брака (рождений на 1000 незамужних женщин) почти утроилась с 1940 по 1982 г. — с 7,1 до 19,4 (Statistical Abstract of the United States, 1986. P. 62). Но был ли этот рост следствием благотворительности или других причин — вопрос весьма проблематичный. Профессора Дэвид Иллвуд и Ларри Саммер из Гарварда на базе различных свидетельств пришли к выводу, что влияние благотворительности на структуру семьи было слабым. Они нашли, например, что изменения уровня пособий по штатам не были связаны с соответствующими изменениями норм разводов, норм рождения вне брака или процентов детей в семьях с одним родителем. См.: Ellwood D., Summers L. Poverty in America: Is welfare the answer or the problem?. In: Fighting Poverty: What Works and What Doesn't, eds. Sheldon Danziger and Daniel Weindberg. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. P. 78-105. 340 Глава 14. ПРОГРАММЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА дать возможность сконцентрировать помощь на наиболее нуждающихся, у которых в то же самое время не будет возникать реакция, подрывающая инициативу. Мы уже неоднократно подчеркивали выбор между соображениями справедливости и эффективности при разработке программы перераспределения. Обеспечение высоко- го уровня основного дохода посредством трансфертной программы, которая затем сокращается, по мере того как увеличивается доход индивидуума от заработной платы и других источников, — все это может лишить стремления работать. Обычно предполагается, что более низкий уровень перераспределения желательнее для тех, чья реакция на стимулы к работе велика, по сравнению с теми, кто слабо реагирует на такие стимулы (например, те, кому за 70 лет). На рис. 14.5 показано отношение между величиной перераспределения и потерями в выпуске для двух различных групп населения (работающих и престаре- лых). Чем больше перераспределение, тем значительнее потери в выпуске. И поскольку последние меньше для престарелых (для каждого увеличения степени перераспределения), желательно иметь более перераспределительную программу для престарелых. За счет функционирования разных программ для групп с различными характеристиками можно добиться более эффективного перераспределе- ния дохода.
Рис. 14.5. ПРЕИМУЩЕСТВО ПРОГРАММ ПОМОЩИ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ НУЖ- ДАЮЩИХСЯ. Потери выпуска для любого данного увеличения ревенства могут различаться по группам населения. Это делает желательным создание перераспределительных программ, адресованных разным группам. Есть противники программ помощи определенным категориям нуждающихся. Не- которые полагают, что государство не должно делать исключения ни в пользу, ни против конкретных групп населения. Два человека, одинаково бедных, должны получать от государства одинаковые суммы, будь они молодыми или старыми. Не должно быть "благоволимых" категорий, таких как престарелые или родители-оди- ночки. Вероятно, медицинские расходы престарелых будут больше, и, видимо,
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАВЕНСТВА» з дисципліни «Економіка державного сектору»