ПОЧЕМУ РЫНКИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ОБЫЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОРОШО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
В основе этих специфических рыночных несовершенств и государственных мер защиты от них лежат более общие несовершенства рынка медицинских услуг. В отличие от рынков, описанных в теории конкурентных рынков, медицинское обслуживание характеризуется несовершенной информацией и несовершенной кон- куренцией. Обычная теория конкурентных рынков исходит из нескольких основопо- лагающих условий. Существует много продавцов, каждый из которых стремится к максимизации своей прибыли. Покупаемые и продаваемые товары однородны. Покупатели хорошо информированы: им известны цены и качества товаров каждого поставщика. 4. Потребители являются покупателями. Они несут полные издержки потребления. Если при этих условиях фирма открывает лучший способ производства некоего товара, она просто снижает его цену, способствуя оттоку покупателей от других производителей. Производство всегда эффективно, и цены всегда отражают издерж- ки производства наиболее рациональных производителей. Когда эти условия не выполняются, неэффективные производители могут уцелеть, и цены могут превзойти издержки производства. Например, если существу- ет монополист, он устанавливает цену, при которой предельный доход равен предельным издержкам. Поскольку предельный доход меньше цены, назначенная монополистом цена будет превышать его (предельные) издержки производства. Когда товар разнородный и индивидуумы не вполне информированы, тогда им трудно сказать, сигнализирует ли более низкая цена о лучшей покупке или о товаре более низкого качества. И когда потребители не информированы, фирмы способны увеличивать свои цены сверх конкурентного уровня при частичной потере покупа- телей. К несчастью, ни одно из условий, обязательных для хорошо функционирую- щего конкурентного рынка, не выполняется на медицинском рынке, как мы видим в табл. 11.1. Таблица 11.1. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ РЫНКАМИ И ОБЫЧНЫМИ КОНКУ- РЕНТНЫМИ РЫНКАМИ Обычные конкурентные рынки Медицинские рынки Много продавцов Только ограниченное количество больниц (за пределами больших городов) Фирмы, максимизирующие прибыль Большинство больниц не стремятся к прибыли Однородные товары Разнородные товары Хорошо информированные покупатели Плохо информированные покупатели Непосредственные платежи покупателями Пациенты покрывают только часть издержек ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 277 Несовершенная информация. Существует предположение, что потребитель до- статочно хорошо осведомлен, когда покупает машину или телевизор (есть масса источников, из которых он может быстро почерпнуть информацию). Когда люди идут к врачу, то они покупают, по большому счету, знания врача или информацию. Пациент должен положиться на мнение врача о том, как ему следует лечиться: делать операцию и т.д. Оценить различных докторов намного сложнее, чем телевизионные приемники. Это является одной из причин, по которой государство давно взяло на себя право лицензировать практику врачей и регулировать медикаменты, которые они назначают своим пациентам15. Начиная с 1985 г. государством проводятся одинаковые для всех организационные проверки по налогообложению врачебной практики и по лишению выплат по программе Медикэр тех, кто перестал соответствовать ее требованиям. Ограниченная конкуренция. Несовершенность информации проявляется в сниже- нии степени эффективности конкуренции16. Фирма, продающая стандартные това- ры, такие, ка«с телевизоры "Зенит", знает, что она может привлечь покупателей других магазинов путем снижения цены телевизора. Покупатели могут легко узнать, где они реализуют наилучшую покупательную способность их денег. В противоположность вышесказанному потенциальные пациенты при виде доктора, предоставляющего услуги по более низким ценам, чем у его конкурентов, могут сделать вывод, что он не пользуется большим спросом и таким способом старается привлечь больше потребителей, но при этом отсутствие спроса на его услуги может навести их на мысль, что доктор не является хорошим специалистом. Таким образом, разнородность медицинских услуг делает их цену и количество трудносопоставимыми, что препятствует эффективному распространению информа- ции. Мой сосед может получать удовлетворение от обслуживания его доктора, но в связи с тем что его медицинские проблемы могут отличаться от моих, это не гарантирует, что я буду удовлетворен. И если я слышу, что один доктор назначает цену больше, чем другой, оценивая, является ли он лучше другого, я должен точно знать, какие услуги были предоставлены. Медицинские практики могут преумножить неизбежные ограничения конкурен- ции, являющиеся результатом несовершенной информации. Докторам обычно не разрешалось давать объявления. Кроме того, ограничения рекламы проявились в росте цен (потому что они препятствуют конкуренции). Так, некоторые штаты разрешают сейчас рекламу очков, и в этих штатах произошло существенное падение цены на очки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЧЕМУ РЫНКИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ОБЫЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОРОШО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»