В этом разделе мы рассматриваем некоторые проблемы, касающиеся оценки нерыночных товаров. Потребительский излишек. Мы начинаем с примера, когда государство в принципе может устанавливать цену. Государство рассматривает возможность постройки моста. Оно может назначить плату за пользование этим мостом. При каждом определенном уровне сбора будет возникать соответственный уровень спроса на использование этого моста. Предположим, что минимально возможный размер моста таков, что при цене, равной нулю, существует избыточная мощность, как показано на рис. 10.1. Таким образом, цена, которую должно назначить государство (поскольку предельные издержки по использованию моста равны нулю), — это ноль. Но при этом ясно, что ценность моста выражается положительным числом. Мост позволяет людям экономить время, и они будут согласны платить за его использование. Вопрос в том, сколько это будет стоить. Сколько выгод получают люди в результате постройки моста? Сначала мы рисуем кривую компенсированного спроса, как показано на рис. 10.1. Она отслеживает спрос на любой товар при уменьшении цены с одновременным получением такого достаточного дохода с индивидуума, что он не имеет больше выгод от снизившейся цены, чем при более высокой цене. Чтобы убедиться в этом, попробуйте спросить человека, сколько он готов заплатить за однократное пользо- вание мостом и сколько сверх того он готов заплатить за использование моста второй раз и т.д. Задавая такие вопросы, мы можем прочертить кривую компенсиро- ванного спроса. Мы называем ее так потому, что при каждом заданном нами вопросе люди сравнивают свое положение, когда мост еще не был доступен, с новой ситуацией, когда они могут использовать мост и раз, и два, и три, и т.д. Уровень благосостояния индивидуума, таким образом, остается зафиксированным на уровне, предшествующем строительству моста. Площадь под кривой спроса между 0 и, скажем, 5 единицами ясно демонстрирует общую сумму, которую, потребитель будет готов заплатить за 5 единиц. Если общее количество путешествий, предпринятых по мосту, при нулевой цене равно 6, площадь под кривой спроса показывает общую сумму, которую он готов заплатить за 6 путешествий, оставаясь на том же уровне благосостояния, что и до постройки моста. Необходимо провести различие между кривой компенсированного спроса и обыкновенной кривой спроса. Обычно при снижении цены на товар потребитель выигрывает. Когда мы повышаем цену, он проигрывает. Таким образом, в каждой точке на обычной (некомпенсированной) кривой спроса благосостояние потребителя различно. В то же время на кривой компенсированного спроса, изменяя цену, мы одновременно забираем или отдаем доход потребителю, чтобы он оставался в постоянной точке благосостояния. Если индивидуальный спрос на товар (например, количество поездок по мосту) не зависит от дохода индивидуума, тогда его кривая 250 Глава 10. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ компенсированного спроса совпадает с его обыкновенной кривой спроса. Иначе они различаются в результате "эффекта дохода", связанного с изъятием или предостав- лением дохода в качестве компенсации1. Выигрыш от постройки моста — площадь под кривой компенсированного спроса — и называется потребительским излишком. В нашем случае он легко может быть подсчитан. За первое путешествие люди готовы платить 10 дол., за второе — только 8 (дополнительно), за третье — 6, за четвертое — 4 и за пятое — 2. Они не хотят платить ничего дополнительно за больше чем 5 поездок. Если их спросят: сколько вы могли бы заплатить за неограниченное использование моста, т.е. сколько мы можем взять с вас и оставить вас в том же положении, что и до постройки моста? — ответ будет 30 дол., которые измеряют полезность моста для определенного индивидуума. Подобный расчет может быть произведен для всех остальных пользо- вателей мостом. Общая полезность моста — сумма потребительских избытков всех пользователей. Мост может быть построен, если полезность превышает издержки2. Предполагаемые проблемы Центральной проблемой в анализе общественных издержек и выгод, как мы отмечали, является то, что многие издержки и выгоды не формируются рынком. Хотя на некоторые товары, производимые государством, такие как электроэнергия, существуют устоявшиеся рыночные цены (которые все-таки могут не отражать предельных общественных издержек и выгод), не существует рыночных цен на спасение жизни, на свежий воздух или на незагрязненные реки. Как государству оценить сохранность жизни в качестве результата программы регулирования распространения лекарств, или более жестких стандартов на невосп- ламеняемость матрацев, или требований к ремням безопасности? Как государству оценить экономию времени или удобства, предоставляемые новой системой метро? Как государству измерить стоимость более чистого воздуха? Это непростые вопросы, но техника ответа на них разработана (в некоторых случаях довольно спорная). Эти технические приемы призывают делать предположения о предпочтениях индивиду- умов из рыночных данных и их наблюдаемого поведения в других ситуациях. Оценка времени. Старая поговорка "время — деньги" характеризует взгляд многих экономистов на оценку экономии времени в результате совершенствования системы транспорта, например улучшение системы метро или сети дорог. Типичный подход состоит в попытке выяснить ставку заработной платы тех, кто использует транспортную систему. При определенных идеальных условиях заработная плата представляет меру оценки индивидуумами своего собственного времени. В простых экономических моделях индивидуум изображается делающим выбор между опреде- ленным количеством отдыха и определенным количеством работы, которую он выполняет. В результате отказа от одного лишнего часа досуга он получает увеличение в потреблении товаров, равное его часовой заработной плате.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОЦЕНКА НЕРЫНОЧНЫХ ТОВАРОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»