Две фундаментальные теоремы экономики благосостояния полезны, потому что они четко очерчивают роль государства. Без несостоятельностей рынка и обязательных товаров все, что нужно государству, — заботиться о распределении доходов (ресурсов). Система частного предпринимательства создает условия для того, чтобы ресурсы использовались эффективно. Если существуют серьезные несовершенства рынка (несовершенная конкурен- ция (скажем, из-за растущей доходности), несовершенная информация, неполные рынки, экстерналии, общественные товары и безработица), то предполагается, что рынок не будет эффективным по Парето. Это создает основу для деятельности государства. Но существуют два важных ограничения. Во-первых, необходимо показать, что существует, хотя бы в принципе, некий способ вмешательства в рыночные отношения, который улучшает положение каждого, не ущемляя положения кого бы то ни было, т.е. создающий улучшение по Парето. Во-вторых, необходимо показать, что, пытаясь компенсировать несовер- шенство рынка, политические процессы и бюрократические структуры демократиче- ского общества, по всей вероятности, не войдут в конфликт с предложенным улучшением по Парето. Так, когда информация несовершенна и дорогостояща, анализ того, является ли рынок эффективным по Парето, должен учитывать такие информационные издерж- ки. Информация дорогостояща для государства так же, как и для частных фирм. Рынки могут быть неполными из-за трансакционных издержек, издержек создания дополнительного рынка; но государство столкнется с издержками создания рынков, например, страхования, и возникнут административные издержки в проведении государственных программ страхования. Последние исследования определили ряд условий, при которых, если государство, не имеет преимущества в информации или трансакционных издержках по сравне- нию с частным рынком, оно могло бы в принципе добиться улучшения по Парето. Тот факт, что могут существовать государственные программы, которые вели бы к улучшению по Парето, тем не менее не обязательно предполагает, что государственное вмешательство желательно. Вместе с тем мы должны рассмот- реть последствия государственного вмешательства в той форме, которую оно, по всей вероятности, примет, исходя из природы наших политических процессов. Это различие между идеальным и реальным государствами не учитывалось при рассмотрении фундаментальных теорем экономики благосостояния.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОРМАТИВНЫЙ АНАЛИЗ» з дисципліни «Економіка державного сектору»