В отраслях, в которых государство не является ни производителем, ни потребителем, оно тем не менее может оказывать всестороннее воздействие на решения частных производителей. Это влияние происходит благодаря субсидиям и налогам, как прямым, так и косвенным, а также посредством регламентирования их деятельности. Сельскохозяйственные программы. В Соединенных Штатах наиболее важный набор прямых субсидий предназначается сельскому хозяйству. В 1986 г. они составили 26 млрд дол. по сравнению с 7 млрд дол. в 1980 г.7 Большая часть этих расходов пошла на поддержание цен на сельскохозяйственные продукты на высоком уровне. В 1980-е it. сельскохозяйственные субсидии постоянно увеличивались. В 1986 г. затраты государства на субсидирование производителей кукурузы, пшеницы и риса достигали 57% от стоимости урожая по сравнению с 7% в 1980 г.8 Но государственные расходы на сельское хозяйство представляют собой только часть суммарных издержек по его сельскохозяйственным программам. Большая часть издержек перекладывается на потребителей в виде более высоких цен. При оценке этих или любых других государственных программ полезно различать два вида затрат. Один вид затрат для общества возникает в связи с тем, что ресурсы не используются наиболее эффективно, например рабочая сила, которая остается в аграрной сфере благодаря субсидиям государства, хотя ее производительность в других областях может быть выше. Второй вид затрат — трансфертные платежи, т.е. перераспределение доходов между различными груп- пами в обществе. Большая часть затрат на сельскохозяйственные программы есть нечто иное, как трансферты, идущие фермерам из несельскохозяйственного сектора. Наши аграрные программы демонстрируют другой общий принцип, к которому мы вернемся позднее. Государство может субсидировать отрасли и отдельных лиц различными способами, и только часть этих субсидий (затрат на них) представляет собой государственные расходы. Налоговые расходы. Некоторые из наиболее важных государственных субсидий возрастают благодаря системе налогов. Если государство обеспечивает дотации на образование учащимся, то они оказываются расходом, но если государство предо- ставляет налоговые льготы на затраты в области образования (т.е. если государство дает возможность определенному лицу снижать свои налоговые платежи на сумму расходов на образование), то тогда это не оказывается расходом. Государство могло бы также обложить индивидуума налогом, а затем предоставить ему дотацию; и то и другое при любых намерениях и целях равноценно. Но все же они находят разное отражение в статистике.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА» з дисципліни «Економіка державного сектору»