Статистическое изучение заработной платы в условиях перехода к рыночным отношениям
Основная доля в составе расходов на рабочую силу (60—70%) приходится на заработную плату. С переходом к рыночным отношениям содержание этой категории заметно изменилось. В частности, помимо сумм выплат работникам, традиционно относившихся к заработной плате (а именно: оплата за отработанное и неотработанное время; стимулирующие доплаты в связи с режимом и условиями труда; премии и единовременные поощрения за работу), в составе фонда заработной платы дополнительно стали учитываться выплаты на питание, топливо и некоторые другие аналогичные социальные льготы, носящие регулярный характер. В условиях формирования различных форм собственности, сокращения государственного сектора экономики и расширения прав предприятий и организаций в решении многих вопросов оплаты труда и дополнительных расходов на содержание рабочей силы была заметно ограничена сфера прямого воздействия государства на заработную плату. Многие его функции в настоящее время делегируются непосредственно хозяйствующим субъектам. Предприятия самостоятельно могут устанавливать формы оплаты труда и формы материального поощрения, определять размеры тарифных ставок и должностных окладов работников. И, как уже отмечалось, широко стала применяться практика различных социальных выплат. Все это предопределило развитие новых процессов в сфере оплаты труда и необходимость организации новых методов анализа заработной платы. В условиях безудержного роста потребительских цен и принимавшихся неоднократно мер по повышению заработной платы (особенно в первые годы перестроечного периода) крайне неустойчивой оказалась динамика заработной платы. Для анализа столь быстро меняющейся ситуации потребовалось введение ежемесячной отчетности о заработной плате во всех отраслях экономики и ежемесячного анализа измерения ее уровня. Новые динамические тенденции усилили необходимость более тщательного изучения и анализа заработной платы не только в разрезе отраслей экономики, форм собственности, но и по отдельным профессиям и должностям. Ранее источником подобной информации являлись специальные обследования, которые проводились один раз в три года (в прежние годы динамика заработной платы не требовала более частого проведения обследования). Учетом охватывались предприятия и организации 10 отраслей промышленности и строительства, внутри которых отбирались 10—15 наиболее представительных профессий по каждой отрасли промышленности и 30 должностей специалистов и руководителей (единых для всех отраслей). В современных условиях появилась настоятельная потребность в расширении перечня профессий или профессиональных групп, подлежащих обследованию, в основном за счет отраслей сферы услуг. Это тем более необходимо, что, несмотря на принимаемые меры по повышению уровня оплаты труда работников этой сферы отраслей, разрыв в размерах заработков с работниками отраслей материального производства остается значительным, что нередко приводит к возникновению массовых выступлений отдельных групп работающих (учителей, врачей и некоторых других). Получение соответствующей информации позволяет вовремя среагировать на растущие диспропорции. С 1994 г. в статистическую практику были введены новые обследования размеров заработной платы, программа которых максимально приближена к международным стандартам. Обследования проводятся ежегодно по состоянию на октябрь по следующему перечню показателей: численность работников, полностью отработавших отчетный месяц, в разрезе отдельных профессий и должностей; заработная плата, начисленная за отчетный месяц; тарифный заработок; число отработанных человеко-часов. Как видно из перечисленных показателей, в программе обследования предусматривается сбор данных не только об общей сумме заработной платы, но и о ее тарифной части (т.е. о тарифном фонде). В тарифный фонд (тарифный заработок, сумму должностных окладов), в отличие от общей суммы заработков, не включаются: доплаты за сверхурочное время; доплаты за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни; доплаты и надбавки за географические и природно-климатические условия (районные коэффициенты и т.п.); доплаты за почетные звания; доплаты за совмещение профессий (должностей) и другие доплаты, носящие индивидуальный характер. В рекомендациях МОТ предусматривается показатель расчетного тарифного фонда, именуемый в отчете «Сумма расчетных месячных тарифных ставок исходя из тарифных разрядов, установленных на начало октября учтенным работникам». Кроме того, МОТ рекомендует получать сведения о нормальных часах работы с помощью показателя «Сумма установленной на начало октября продолжительности рабочей недели по каждому из учтенных работников». Наличие в отчете этих показателей дает возможность определить средний размер установленной часовой тарифной ставки. Как показала организация работы в России и ряде стран Содружества, при отсутствии показателя расчетного (нормативного) тарифного фонда предусматривается показатель «Тарифный заработок» (фактически начисленный), который может корреспондироваться с показателем «Число отработанных за отчетный месяц человеко-часов». Делением первого показателя на второй можно получить среднечасовой тарифный заработок. Это в принципе не противоречит рекомендациям МОТ. Однако следует иметь в виду, что данный показатель отличается несколько меньшей точностью, в частности за счет сверхурочных часов» которые включаются в отработанные часы, а доплата за них в тарифный заработок не входит. Информация, получаемая на основе указанного обследования, широко известного в мире как октябрьское обследование, используется для углубленного изучения дифференциации в оплате труда, для разработки мер по устранению необоснованных разрывов в уровне заработной платы по отдельным профессиональным группам, решения важных задач в области использования рабочей силы, регулирования доходов населения, социального обеспечения. Анализ заработной платы был бы неполным без изучения ее дифференциации на базе учета распределения численности работников по размерам заработной платы (так называемый веер заработной платы). До 90-х годов такой учет проводился с периодичностью один раз в пять лет. С 1994 г., когда номинальная заработная плата росла за год во столько же раз, во сколько она ранее вырастала за десятки лет, потребовалась более частая периодичность. На основе материалов обследования строится таблица распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы (по данным Госкомстата России), табл. 27.1.
Таблица 27.1 Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы (% к общей численности работающих)
Возможен и альтернативный вариант изучения веера заработной платы — на основе ее кратности установленному минимуму (примерный перечень показателей: менее установленного минимума, от 1 до 2 минимумов, от 2 до 3, от 3 до 4, от 4 до 6, от 6 до 8, от 8 до 10, от 10 до 15, от 15 до 20, от 20 до 25, от 25 до 30, свыше 30 минимумов). Предложенный вариант упрощает проведение сопоставительного анализа дифференциации уровня оплаты труда по странам Содружества. В аналитических целях на основе данных ряда распределения работников по размерам заработной платы исчисляется децильный коэффициент, характеризующий соотношение среднемесячной заработной платы 10%-ного работника с самой высокой и 10%-ного работника с самой низкой заработной платой. Основным механизмом, регулирующим уровень заработной платы и ее динамику в России, как и в большинстве стран Содружества, является установленный минимум оплаты труда. Своеобразность государственных мер в этой области заключается в следующем. До 1991 г. минимум заработной платы не менялся в течение 10—15 лет, составлял 70— 80 руб. и был единым на всей территории бывшего СССР. С 1991 г. ситуация изменилась: минимальный размер оплаты труда устанавливался самостоятельно каждой республикой (государством Содружества), размер его варьировался в 1991 г. от 900 до 2000 руб., резко сократился временной период его действия (например, в России в 1992 г. он пересматривался 2 раза, в 1993 г. — 4 раза, в 1995 г. — 5 раз). Данная тема была включена в поле постоянного статистического наблюдения и анализа*. * В настоящее время среди экономистов нет единодушного мнения о необходимости использования минимума заработной платы как механизма по предотвращению бедности. Отмечается, что, с одной стороны, он приводит к повышению доходов тех, кто работает. С другой стороны, повышение минимума заработной платы ведет к увеличению издержек Производства и, как следствие, сокращению работников. В результате часть рабочей силы, в основном малоквалифицированные рабочие, в помощь которым и предназначался минимум заработной платы, становятся безработными, и, естественно, их положение ухудшается. Таким образом, данная акция может иметь обратный эффект, что и вызывает неоднозначное отношение к минимуму заработной платы.
Анализ осуществляется на основе показателей частоты пересмотра минимума оплаты труда, динамики его уровня, соотношения (кратности) заработной платы и установленного минимума оплаты труда (соотношение определяется делением средней номинальной заработной платы на установленный минимум оплаты труда). При анализе заработной платы до 1991 г. внимание было сконцентрировано в основном на изучении абсолютных размеров и темпов роста номинальной заработной платы. Ее динамика определялась преимущественно изменением производственных показателей, повышением квалификации и централизованными мероприятиями. Однако в 1991 г. и особенно в последние годы в связи с обвальным ростом потребительских цен практически все увеличение заработной платы было подчинено задаче облегчения для работающих последствий этого роста. Темпы прироста заработной платы стали измеряться не несколькими процентами, а разами. Они перестали быть аналитичными, и, естественно, появилась потребность в более широком использовании категории «реальная заработная плата». Ниже приводятся общепринятые определения различных категорий заработной платы. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за час работы, день работы, неделю и т.д. Реальная заработная плата — это покупательная способность номинальной заработной платы. Следует заметить, что в связи со значительной сложностью определения реальная заработная плата в рублях, как правило, не публикуется. Для анализа ее динамики используются относительные величины. Индекс реальной заработной платы рассчитывается по следующей формуле:
С 1994 г. обострилась проблема своевременной выплаты заработной платы. В 1996—1998 гг. растущая просроченная задолженность по заработной плате становится общим явлением для многих стран Содружества. По состоянию на конец 1998 г. общая сумма задолженности по выплате заработной платы в России превысила месячный фонд заработной платы предприятий и организаций, имевших задолженность, более чем в 3 раза, в Молдове — в 2,4 раза, в Кыргызстане она была равна месячному фонду зарплаты. Для контроля за задержками выплат заработной платы в текущую отчетность по труду была введена следующая система показателей (табл. 27.2).
Таблица 27.2
Просроченной задолженностью по выдаче средств на заработную плату считаются фактически начисленные, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором, суммы. Число дней задержки считается начиная со второго дня после этого срока. Если срок выдачи средств на заработную плату совпадает с выходным днем, но предприятие не получило по каким-либо причинам деньги, то эти суммы по срокам, приходящиеся на выходной день, включаются в отчет (в национальном законодательстве предусмотрено, что при совпадении установленного дня выплаты зарплаты с выходным или праздничным днем она должна быть выплачена накануне их). В сумму просроченной задолженности включаются остатки задолженности, переходящие с предыдущего месяца, не погашенные на отчетную дату, без вычета налогов и других удержаний в соответствии с законодательством. Задолженность на внутримесячные даты не включается.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Статистическое изучение заработной платы в условиях перехода к рыночным отношениям» з дисципліни «Курс соціально-економічної статистики»