Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг
На заключительном этапе статистического изучения прибыли и рентабельности выявляется влияние отдельных факторов на их изменение по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено: изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги; изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида; изменением объема реализованных товаров и услуг; изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг. Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.
Например:
Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг Таблица 1. Показатель За предыдущий период Фактически по ценам и себестоимости предыдущего периода Фактически за отчетный период Выручка от реализации товаров и услуг в фактически отпускных ценах предприятия, тыс. руб.
6604
7534
13506 Полная себестоимость продукции, тыс. руб. 5080 4364 9910 Прибыль, тыс. руб 1524 3170 3596
Из таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2072 тыс. руб: = 3596 – 1524=2072 тыс. руб. Оценим влияние на этот результат каждого из четырех названных факторов. 1. Влияние изменение цен определяем сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с выручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода: тыс.руб. Следовательно, в результате повышения цен на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс.руб. прибыли. 2. Влияние изменения себестоимости определяем, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию и услуги с условными затратами на туже продукцию по себестоимости предыдущего периода: тыс.руб., т.е. увеличение себестоимости на 5546 тыс.руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере. 3. Для определения влияния изменения объема реализации продукции и услуг , вычисляется индекс физического объема реализации: или 114,08%, т.е. объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции: тыс. руб. 4. Для определения влияния изменения структуры реализованной продукции и услуг выполним след. действия. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (15524 : 6604) 0,2307692 тыс.руб. прибыли; при фактическом ассортименте это соотношение составило 3170 : 7534 = 0,4207592 тыс. руб., т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли: тыс. руб.
Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет, тыс. руб.: Изменение отпускных цен………………………….+5972 Изменение себестоимости продукции……………. –5546 Изменение ассортимента продукции………………+1431 Изменение объема продукции………………………+215 Общее изменение прибыли составило +2072 тыс. руб.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг» з дисципліни «Економічна статистика»