В основе глобальных экологических проблем лежат процессы и явления глобального масштаба, затрагивающие основы существования человеческой цивилизации и требующие для своего решения участия всего мирового сообщества. Необходимо также указать на особый международный статус некоторых природных ресурсов — ресурсов Мирового океана (за пределами территориальных вод), атмосферного воздуха, Антарктиды, космоса, что ставит проблему координации усилий по их рациональному использованию. Необходимость общечеловеческих усилий в решении экологических проблем была отмечена уже в начале XX в. В.И. Вернадским, указавшим на это в контексте концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделирования глобального развития подтвердили вывод о том, что государства, нации и страны должны более ответственно подходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества. Можно выделить несколько основных направлений международного сотрудничества: 1. Сохранение природных систем, не затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия. Рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды. Создание эффективной системы международной экологической ответственности (в том числе ответственности за разрушение окружающей среды в ходе военных действий). Реализация данных направлений предусматривает ряд мероприятий, среди которых следует назвать: финансовое содействие и техническую помощь развитых стран развивающимся государствам, технологические разработки по проблеме ресурсосбережения; экологизацию общественных потребностей; структурную перестройку национальных экономик; создание системы представительства в международных организациях и на форумах экологического профиля; формирование механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды; экологическое налогообложение; выработку совместных стратегий и концепций; регламентацию использования отдельных видов природных ресурсов и т.д. Отметим некоторые формы международного сотрудничества: Парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем. Оно предполагает разработку модельных (рекомендательных) законов по вопросам экологии. Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологических программ под эгидой ООН. Сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий и объектов. Научно-техническое сотрудничество, ориентированное на взаимный обмен информацией научного характера, совместное выполнение природоохранных разработок, комплексное использование приборов, осуществление научных проектов, экспертиз и т.д. Эти основные формы должны сопровождаться сотрудничеством общественных организаций, деловых кругов, проведением международных экологических форумов и др. Одной из основных форм международного сотрудничества по проблемам окружающей среды является заключение договоров и других видов международных соглашений. Двусторонние и многосторонние соглашения и международные конвенции используются для координации природоохранных усилий различных стран. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона и совместного использования некоторых ресурсов. История международного природоохранного сотрудничества началась с заключения соглашения по регулированию пользования и сохранению ресурсов животного мира. Более 100 лет назад (1875 г.) Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц. В конце XIX в. (1897 г.) Россия, Япония и США заключили соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане. Первая международная конвенция была заключена несколькими европейскими странами в 1882 г. в Париже для охраны птиц, полезных в сельском хозяйстве. Традиционная область международных соглашений — рыболовство, добыча китов и других морских животных. Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море была заключена еще в позапрошлом веке (1882 г.). В этой сфере действует сейчас более 70 договоров. Растущая обеспокоенность загрязнением морских вод привела к заключению в Лондоне (1954 г.) 20 странами Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью. Договор запрещал слив нефти и нефтепримесей в пределах 80—250 км от побережий подписавших его стран. Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон, 1972 г., 1973 г.), предусматривающие жесткий режим полного предотвращения каких бы то ни было сбросов и захоронений в Мировом океане (в том числе радиоактивных). Значительное место в истории межгосударственных соглашений занял Московский договор (1963 г.) о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, который подписали более 100 стран. Вопрос о защите окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашел отражение в бессрочной Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, идея которой была выдвинута Советским Союзом. Современная практика конвенционного регулирования касается возможных последствий для окружающей среды, связанных с опасными видами деятельности: Конвенция о перевозке опасных грузов (Женева, 1889 г.); договоренность о компенсации жертвам аварийного загрязнения (Париж, 1989 г.); проект Конвенции об ущербе в результате деятельности, опасной для окружающей среды (Брюссель, 1990 г.), а также Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении. В 1994 г. вступили в силу конвенции об изменении климата и сохранении биологических видов, а также по международному морскому праву (они были ратифицированы в достаточном числе стран). Международным достижением исключительной важности признается Монреальский протокол о 50%-ном снижении выбросов в атмосферу разрушающих озон хлорированных и фторированных углеводородов к 2000 г. (1987 г.). Как и защита атмосферы, сохранение биологического разнообразия представляет собой проблему, в которой заинтересованы все страны. Одним из наиболее существенных достижений Конвенции о сохранении биологического разнообразия (1992 г.) является признание биологических ресурсов суверенной собственностью отдельных государств (когда страны могут извлекать выгоду из чего-либо, они получают стимул к его сохранению). Предметом данной Конвенции является также генетическое разнообразие. В частности, в ней говорится о том, что страны, располагающие большим разнообразием генофонда, имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу, и их поощряют принимать законодательство, устанавливающее условия платы. Принятые соглашения позволили получить конкретные преимущества. Так, в результате реализации конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния (1979 г.) удалось значительно понизить уровень загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось число убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны. В соответствии с соглашением 1991 г. в Антарктиде запрещены разведка и добыча полезных ископаемых сроком на 50 лет. В целом государства приняли около 200 экологических соглашений, причем более двух третей из них — со времени проведения в 1972 г. Конференции ООН о среде обитания человека. Другой формой международного сотрудничества является создание и деятельность межправительственных специализированных организаций при ООН. Организация Объединенных Наций (1945 г.) на своих сессиях и специализированных комитетах неоднократно обращалась к обсуждению проблемы охраны природы. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (1962 г.) «Экономическое развитие и охрана природы» во многом определила политику ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды. Созданная по решению Стокгольмской конференции (1972 г.) специальная структура ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — занимается наиболее острыми проблемами экологического кризиса (опустынивание земли, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение океана, сокращение биологического разнообразия). Одно из начинаний ЮНЕП — создание всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Специализированные учреждения ООН, образованные по секторальному принципу, также включают вопросы охраны природы в сферу своей деятельности. Таким специализированным отделением ООН по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО (Лондон, 1946 г.). Современное направление деятельности ЮНЕСКО — сохранение и использование природного и культурного наследия — нашло отражение в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. В список объектов Всемирного наследия включены уникальные территории России. Проблемами обеспечения человечества пищевыми продуктами, сохранения и улучшения плодородия почв, лесными и морскими биологическими ресурсами занимается организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства — ФАО (Рим, 1945 г.). ФАО публикует ежегодные доклады о состоянии мирового продовольствия. Состояние здоровья людей на Земле и демографические проблемы, борьба со СПИДом — предмет деятельности Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ (Женева, 1948 г.). В решении проблемы охраны окружающей среды непосредственное участие принимает Всемирная метеорологическая организация — ВМО (Женева, 1947 г.). Одной из базовых программ ЮНИДО — организации при ООН по промышленному сотрудничеству — с 1986 г. (Вена) является оказание помощи развивающимся странам в области охраны окружающей среды через промышленное сотрудничество. Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию — МКОСР (1983 г.) изучает взаимосвязь экологических и социально-экономических проблем в разных регионах мира, прежде всего в развивающихся странах. С решением глобальных экологических проблем связана деятельность международных общественных партий, организаций, групп, движений так называемых зеленых или экологистов. Самая известная в настоящее время экологическая организация — «Гринпис» («Зеленый мир»), главное направление деятельности которой — радиоактивное загрязнение биосферы. Основной международной неправительственной организацией, основателем мирового природоохранного движения является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный по инициативе ЮНЕСКО (Фонтенбло, 1948 г.). По инициативе МСОП была создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, растений и грибов. Составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара. В мире насчитывается более 300 организаций по охране природы, старейшая из которых — Международный совет по охране птиц (СИПО), созданный в 1922 г. В числе наиболее молодых общественных организаций следует назвать Международный фонд за выживание и развитие человечества, основанный в 1988 г. (Москва), а также Московский международный энергетический клуб (1990 г.). Весьма важным является участие в международном сотрудничестве мирового научного сообщества. Международные встречи ученых, проводившиеся для изучения озонового слоя и изменений климата, сыграли конструктивную роль в достижении определенных соглашений в этой области. Согласно условиям договоров по этим проблемам были созданы научные консультативные группы, которые предлагают рекомендации о целесообразности обновления соглашений исходя из новой научной информации. На это направлена деятельность Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов (СКОПЕ). В рамках научно-практических программ по окружающей среде изучается вопрос создания научной аппаратуры для глобального мониторинга. Необходимо отметить роль деловых кругов в области окружающей среды. Деловой совет во имя стабильного потребления энергии — союз компаний, которые специализируются на создании оборудования для повышения эффективности использования энергии, а также газовых компаний, выступающих в поддержку мер по борьбе с глобальным потеплением, — начал участвовать в международных переговорах по климату, действуя в качестве противовеса лоббистской деятельности нефтяных компаний. Россия со своей специфической историей деформации окружающей среды и в то же время сохранившейся слабо деформированной или полностью недеформированной частью территории (60%) занимает важное место в контексте глобальных проблем и вопросов международного сотрудничества. Особая роль принадлежит России в решении проблемы ядерной безопасности, что продемонстрировал Московский саммит (1996 г.). В числе документов, подписанных Россией в рамках международного сотрудничества, Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.), Парижская конвенция (1993 г.) о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. В настоящее время Россия играет ведущую роль в решении экологических проблем стран Содружества (СНГ) с учетом того, что глобальная экологическая ситуация диктует необходимость повышенного внимания со стороны как органов власти ряда государств, так и мирового сообщества к вопросам природоохранной деятельности и регулированию природопользования именно в этом регионе. Постоянная комиссия по проблемам окружающей среды инициировала принятие Межпарламентской ассамблеей модельного законодательного акта «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества». Поставлена задача создать целостный правовой механизм экологического сотрудничества, разработать экологический кодекс государств Содружества. Одна из важнейших задач для всех стран СНГ — присоединение к международным конвенциям и соглашениям: Конвенции об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и др. В целях выполнения согласованных межгосударственных экологических программ для координации природоохранной деятельности исполнительных органов власти в 1992 г. был создан Межгосударственный экологический совет (МЭС), а при нем Межгосударственный экологический фонд. Одной из важнейших форм международного сотрудничества является проведение межгосударственных конференций, на которых формулируются общие цели, определяются направления совместной деятельности, ставятся конкретные задачи, анализируются новые тенденции мирового развития, вскрываются проблемы, связанные с практической реализацией принимаемых международными форумами решений. Во второй половине XX в. состоялись две крупные конференции ООН по окружающей среде и развитию: Стокгольмская (1972 г.) и Рио-де-Жанейрская (1992 г.). Стокгольмская конференция о среде обитания человека стала первым признанием мировой общественностью факта экологического кризиса. На ней впервые было сформулировано понятие экоразвития как экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем. В связи с этим была принята Декларация ОНН (основной документ), в которой разным странам было предложено реализовать идею экологически ориентированного прогресса на основе решения конкретных региональных и национальных задач, связанных с регламентацией использования природных ресурсов и экологизацией производства в целях уменьшения антропогенного воздействия на окружающую среду. На конференции 1972 г. были впервые сформулированы принципы развития окружающей среды, в том числе принцип материальной и прочей ответственности за ущерб окружающей среде, а также принято решение о создании специальной структуры — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — и разработаны программы исследований по основным направлениям: • обобщение информации о тенденциях мировой динамики, составление прогнозов развития цивилизации при различных вариантах экономического роста; • прогнозирование состояния биосферы в ходе естественных процессов эволюции и под влиянием антропогенных воздействий; изучение возможностей, экологизации производства и рационального использования природных ресурсов; организация международного сотрудничества и координация усилий в области управления природопользованием. День открытия Стокгольмской конференции (5 июня) был объявлен Всемирным днем окружающей среды. Отдельные вопросы, поднятые на конференции в Стокгольме, стали темами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и Глобального форума по проблемам выживания (Москва, 1990 г.). Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (КОСР-92), проходившая на уровне глав государств и правительств 178 стран, стала ответом на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (1989 г.), призвавшую организовать конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации. Ко времени открытия Конференции в мире сложилась новая политическая ситуация: распалась социалистическая система, распался СССР, окончилась холодная война. Это нашло отражение в центральных идеях Конференции в Рио о месте экологических проблем в социально-экономическом развитии всех стран, о необходимости переходе всего мирового сообщества на путь устойчивого долговременного развития, о реальной заинтересованности общества всех стран осознать безусловную необходимость этого перехода и всячески этому способствовать. Знаменательно то, что Конференция указала на необходимость глобального партнерства для осуществления стабильного развития. На Конференции в Рио-де-Жанейро было принято пять важных документов: 1. Декларация по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов продолжили принципы Стокгольмской Декларации и определили права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов как залога сохранения всех форм жизни и обеспечения экономического развития. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, целью которой является стабилизация концентрации газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере. Конвенция о биологическом разнообразии, в которой выдвинуты требования к странам принять меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечить справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия. Повестка дня на XXI век — программа подготовки мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем с точки зрения устойчивого развития. В ней указаны движущие силы перемен в окружающей среде (население, потребление и технология); предусмотрены варианты предотвращения процессов деградации воздуха, воды и почвы, сохранения лесов и разнообразия жизненных форм; рассмотрена роль различных слоев общества, организаций и движений в решении этих вопросов; подчеркнута особая ответственность правительств в создании системы учета национальных богатств и оценке состояния окружающей среды. Повестка дня на XXI век призывает правительства принять национальные стратегии устойчивого развития и активно сотрудничать с международными организациями, органами власти различных уровней, общественными организациями. Важной темой этого документа является бедность как фактор разрушения окружающей среды. Борьба с бедностью требует от развитых стран помимо финансовой помощи еще и передачи информации и профессиональных навыков. Таким образом, была подчеркнута дифференциация ролей стран с различным социально-экономическим уровнем. Документы, принятые на Конференции ООН 1992 г., приняли законодательный характер (в отличие от рекомендательного характера стокгольмских документов). В соответствии с ними каждое государство — участник Конференции должно было отрегулировать свое национальное законодательство. Кроме того, на Конференции в Рио были поставлены вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» — сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера. Таким образом, если первая Конференция ООН 1972 г. положила начало интенсивному изучению взаимодействия биосферы и человечества, то вторая (1992 г.) подвела довольно неутешительные итоги и приняла грандиозную программу действий. За время, прошедшее после Конференции в Рио, были проведены международные встречи, на которых рассматривались многие вопросы, входившие в повестку дня Конференции. В частности, на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) было подчеркнуто значение, придаваемое в мире росту населения, ведущему к ухудшению состояния окружающей среды в глобальном масштабе. Решения, принятые на конференциях, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над чисто экономическими целями. Важнейшими документами в международных природоохранных отношениях являются: Всемирная хартия охраны природы (1982 г.), провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание; Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); • Декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.); • Конвенция об изменении климата (1992 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.); Клотский протокол (1977 г.). В 2002 г. в Йоханесбурге (ЮАР) под эгидой ООН прошел Всемирный саммит «Рио + 10», который продолжил анализ современных факторов устойчивого мирового развития, обосновал переход к новой инвестиционной парадигме. Одним из результатов саммита стало подписание Плана по борьбе с бедностью и защите окружающей среды. В частности, речь идет о сокращении к 2015 г. в 2 раза числа жителей, живущих без должных санитарных условий1. 1 На сегодняшний день их насчитывается около 2 млрд человек.
Документ дал ответы на ряд вопросов, которые ставились десять лет назад в Рио-де-Жанейро, когда мировые лидеры и международные организации выдвинули проблему третьего мира, тем самым заботясь о перспективах развития всего человечества. «Мы живем на одной планете, связанные тонкой и сложной сетью экологических, общественных, экономических и культурных отношений, которые формируют нашу жизнь. Для того чтобы добиться устойчивого развития, необходимо проявить большую ответственность за экосистемы, от которых зависит жизнь каждого из нас... и последующих поколений, которые будут жить завтра с решениями, принятыми нами сегодня». Эти слова Генерального Секретаря ООН К. Аннана как нельзя лучше иллюстрируют мировую озабоченность экологическими проблемами, которые, как часть проблем земной экосистемы, касаются вопросов экономики природопользования. В повестку дня саммита были включены также вопросы обеспечения безопасного использования химических веществ к 2020 г., сокращения потерь биоразнообразия к 2010 г., восстановления рыбных запасов к 2015 г., разработки 10-летней программы по достижению устойчивого производства и потребления. Однако не были достигнуты конкретные договоренности о финансировании программ, а также о конкретных мерах по выполнению намеченных целей. Развитием данного направления представляется Всемирная конференция по изменению климата в Москве (2003 г.)