Разработка финансового механизма согласования рентных доходов и рентных платежей
Его суть заключается в постепенном переходе от существующего налогообложения к прямому природно-ресурсному. Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития. Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад в доход нашего общества. Природное - ресурсное налогообложение должно осуществляться на базе учета в платежах за традиционные природные ресурсы рентных показателей, а не квазиренты (как это делается сейчас); в платежах за загрязнение окружающей природной среды — наносимого экономического ущерба от загрязнения, а не квазиущерба. Сейчас платежи фактически строятся по квазипринципу. Это вполне объяснимо и связано с двумя обстоятельствами: платежеспособностью природопользователей в современной экономической ситуации в России; существующей системой налогообложения, в рамках которой нельзя существенно поднять платежи без повышения налогового бремени для налогоплательщиков. Изменение налоговой системы включает: последовательное замещение доходов бюджетов разных уровней от налога на прибыль, личного подоходного налога, НДС, акцизов и т. д. доходами от налогообложения природных ресурсов; осуществление мер по постепенной адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения путем развития налогового кредита и льгот для отдельных плательщиков природного налога; осуществление налогообложения земельного отвода и других видов недвижимости с учетом перемещения центра тяжести налогообложения со зданий и сооружений на земельный отвод в составе недвижимости; образование резервных фондов в вышестоящих бюджетах для обеспечения поддержки нижестоящих бюджетов на период перехода к новой системе налогообложения. Общие направления трансформации действующих платежей за загрязнение в налог за использование АП могут быть следующими: налог взимается в пределах выполнения источниками загрязнения нормативов ПДВ (ПДС). На соответствующую сумму должны быть уменьшены налоговые обязательства предприятий - загрязнителей перед бюджетом. Таким образом, не требуется общего повышения налогового бремени, но это приведет к его перераспределению в интересах экологически безопасных видов деятельности. Налог должен первоначально поступать в территориальные бюджеты и далее распределяться в определенной пропорции между федеральным и территориальными бюджетами; платежи за превышение нормативов ПДВ (ПДС) должны взиматься в кратном размере по отношению к налогу. Это — штрафная мера, направленная на стимулирование восстановления АП. Реструктуризация налогообложения сначала должна базироваться на принципе "фискальной нейтральности". При этом должны быть внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. В целом реформа налогообложения имеет ряд выгод: способствует ресурсосбережению и охране окружающей природной среды; способствует лучшей собираемости налогов, поскольку объект налогообложения (природный ресурс) трудно скрыть; способствует созданию реальных (а не "малообеспеченных", как сейчас) фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов; балансирует коммерческую и экологическую эффективность природопользования, поскольку возрастает стимулирование ресурсосбережения для любых собственников — налогоплательщиков; создает необходимые предпосылки для совершенствования экологоориентированных национальных счетов, в особенности на микроэкономическом уровне. Целевые бюджетные средства на природоохранные мероприятия и рациональное использование природных ресурсов должны быть доведены, как минимум, до 2-4% ВВП. Это связано, в том числе и с тем, что расчетный экономический ущерб только от экологических нарушений выше (3-15% ВВП), а относительный масштаб указанных средств основан на мировом опыте осуществления природоохранных программ. Основой для обеспечения таких затрат должны служить: реформа налогообложения; получение государством как собственником природных ресурсов рентных доходов; защищенные позиции в расходной части бюджета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка финансового механизма согласования рентных доходов и рентных платежей» з дисципліни «Економіка природокористування»