Практика применения действующей системы платы показала, что основные ее недостатки состоят в следующем. Действующая плата за загрязнение окружающей среды слабо выполняет возложенные на нее стимулирующую и аккумулирующую функции. Так, в настоящее время доля платежей за загрязнение в себестоимости произведенной промышленной продукции составляет 0,06-0,08%, а доля аккумулируемых за счет них средств - 4-5% в общих природоохранных затратах, осуществляемых в Российской Федерации. Это является следствием низкого уровня нормативов платы за загрязнение и неадекватного учета в них текущих экономических процессов, неполного охвата природополъзователей, обязанных вносить плату за загрязнение, из-за отсутствия необходимой численности природоохранных служб, недостаточной и противоречивой законодательной базы механизма взимания платы, попыток рассматривать плату за загрязнение как источник дохода бюджета безотносительно к ее назначению и др. Во-первых, нормативы платы за загрязнение установлены далеко не на все вещества, образующиеся на предприятиях, следовательно, плата не охватывает весь спектр загрязнений, а также такие виды загрязнений, как шумовое, радиационное, бактериологическое. Во-вторых, многие предприятия (особенно небольшие) обладают пока столь слабой материальной базой контроля, что говорить о полном (и по объемам, и по ингредиентам) учете загрязнений можно лишь достаточно условно. Поэтому плата за загрязнение является заниженной даже по тем веществам и ингредиентам, для которых имеются нормативы платы. В-третьих, в силу изменившихся экономических и других условий нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнение. Размеры нынешних нормативов занижены, что также приводит к уменьшению общей величины платы. В-четвертых, в действующей системе платы за загрязнение недостаточно учтен фактор изменения стоимостных и ценовых пропорций в период 1992-1998 гг. Коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются. В-пятых, действующая государственная система мониторинга выбросов становится весьма дорогостоящей и требует совершенствования. Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов. Ожидаемые изменения по платности природопользования связаны с введением нового Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно проекту данного Кодекса, вместо платежей за загрязнение окружающей среды, вводится экологический налог. Методология установления экологического налога осталась такой же, что и при установлении платежей со всеми ее недостатками. При дальнейшем совершенствовании платного природопользования платежи за загрязнение окружающей среды должны рассматриваться как важнейший элемент общей системы хозяйственного механизма экологически безопасного и устойчивого развития экономики. В этой системе они должны иметь строго целевое назначение, тесно быть увязаны с экологическими ограничениями на хозяйственную деятельность, экологическими сертификатами, стандартами на предельный выброс (сброс) загрязняющих веществ, а также с возможностями нашего общества по выделению необходимых материальных и финансовых средств на защиту окружающей среды от загрязнения. Новая система платежей (налогов) должна включать плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ: в пределах стандарта (норматива); в пределах между стандартом и лимитом; сверх установленного лимита. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта должна представлять собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом территории. Сумма загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятиями, в пределах стандарта не должна превышать установленной квоты на выбросы этих веществ на данной территории. Указанная плата в дальнейшем должна перерасти в экологический налог и использоваться на социально-экономическое развитие общества. Другие виды плат должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели. В идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) — в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории, взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества. Следует помнить, что в условиях рыночной экономики движущим мотивом и определяющей целью производства при прочих равных условиях является извлечение максимальной прибыли. Этой цели в конечном счете практически подчиняются все хозяйственные решения. Следовательно, если мы не создадим экономический механизм, который бы адекватно отражал ущерб от загрязнения окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий, то рыночные отношения будут способствовать разрушению природной среды. Поэтому налог и платежи за загрязнение окружающей среды должны постепенно повышаться до оптимального уровня при одновременном уменьшении других видов налогов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Недостатки платы» з дисципліни «Економіка природокористування»