Общая характеристика экономических методов регулирования природопользования
В теории и практике природопользования закрепились следующие группы методов управления природопользованием: административные, информационные и экономические. Информационные методы управления реализуют обратную объект- субъектную связь в системе управления природопользованием и имеют главной целью обеспечение управляющих процессом природопользования организаций объективной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. К ним относятся научные исследования состояния окружающей среды, система кадастров природных ресурсов, мониторинг окружающей среды. К административным методам относятся меры прямого регулирования со стороны государства тех или иных сторон хозяйственной деятельности. К ним относятся нормы правового регулирования, устанавливающие общие правила поведения физических и юридических лиц в отношении использования природных ресурсов; лицензирование экологоопасных видов деятельности; разрешения на использование природных ресурсов; экологическая сертификация; принятие административных мер, включая запрет на производство экологоопасной продукции и деятельности производств с экологическими нарушениями, а также штрафные санкции за такие нарушения; квотирование использования природных ресурсов и нормирование антропогенной нагрузки на природную среду. Наиболее эффективным для достижения целей управления охраной окружающей среды признано применение экономических методов регулирования природопользования и природоохранной деятельности, которые являются гибким и результативным инструментом включения природоохранных требований в хозяйственный механизм. Назначение экономических методов состоит в следующем: целенаправленное, прямое или косвенное, улучшение экологической обстановки; внедрение в практику эколого-экономической политики принципов финансовой ответственности и финансового стимулирования экологических последствий деятельности; предоставление большей свободы действий природополъзователям в достижении желаемого качества окружающей среды; вовлечение государственных и местных органов власти в процесс осуществления эколого-экономической политики; экологизация сознания населения. Меры, использующиеся сейчас для достижения этих целей, можно с некоторой условностью систематизировать так: первая группа - меры, принуждающие природопользователей к соблюдению природоохранных требований и решению природоохранных проблем. Это нормативное регулирование, плата за ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также штрафные санкции различных видов; второй тип - поощрительные меры, побуждающие природополъзователей к проведению природоохранных мероприятий, поддерживающие их при осуществлении таких мероприятий. Сюда относится система льгот и преимуществ, предоставляемых природопользователям в финансовой сфере, а также через налоговую систему. В современных условиях теория и практика сформировали следующие основные элементы экономического механизма охраны окружающей среды: -система экономических инструментов природоохранной деятельности (налоги, платежи за природные ресурсы, плата за загрязнение окружающей среды, ускоренная амортизация); -система финансирования природоохранных мероприятий и деятельности (экологические фонды, дотации, гранты); -ценообразование с учетом экологического фактора (налоговые методы); -экологическое страхование; -создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ. Все эти элементы и их составляющие взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Они реализуются в следующих основных методах экономического регулирования природопользования. 1. Налоговая политика, которая реализуется через специальные экологические налоги (платежи), а также учет экологического фактора в общей системе налогообложения. Экологоориентированная налоговая политика призвана выполнять две основных функции: во-первых, стимулировать как развитие экологосбезопасных производств и видов деятельности, так и сокращение их антиподов, во-вторых, аккумулировать средства для целевого решения проблем и задач в области охраны окружающей среды. Система прямых экологических налогов включает как введение налогообложения экологически опасной продукции (нефтяные масла, пластиковые пакеты, свинцово – кадмиевые аккумуляторы и т.п.), так и освобождение от налогообложения видов деятельности, направленных на охрану окружающей среды и природных ресурсов (заповедников, национальных парков, утилизацию отходов и т.п.) Учет экологического фактора в общей системе налогообложения реализуется путем дифференцирования налоговых ставок как в сторону увеличения, так и в сторону их уменьшения. Для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. И наоборот, техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Такую политику целесообразно проводить для доходов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, и т.д. ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности предусматривает предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий , нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Важной составляющей системы экономического механизма охраны окружающей среды являются платежи за негативное воздействие на нее или реализация принципа «загрязнитель платит». Этот принцип применяется во многих странах, и его значение определяется функциями, которые призваны обеспечивать плату за негативное воздействие. Во-первых, стимулирующая функция - создание экономической ответственности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в усилении природоохранной деятельности. Во-вторых, аккумулирующая функция - создание дополнительного, целевого источника средств для решения проблем и задач в области охраны окружающей среды. К числу широко используемых экономических инструментов охраны окружающей среды относятся система штрафов и требование возмещения вреда при совершении экологических правонарушений. Отличительной особенностью указанных инструментов служит то, что в сферу их применения включены без исключения все субъекты общества (физические и юридические лица). 3. Система государственного финансирования природоохранной деятельности. Эта система проявляется через капитальные вложения, предоставление займов, ссуд, кредитов, в т.ч. на льготных условиях, финансирование специальных государственных структур, проводящих и реализующих государственную политику в области охраны окружающей среды. В современных условиях государственное финансирование должно предоставляться прежде всего в целях стимулирования экологобезопасной деятельности в народном хозяйстве. Сегодня в развитых странах мира в той или иной степени предоставление государственных субсидий обуславливается природоохранными факторами. Здесь же необходимо отметить, что в последние годы признание приоритетности проблем и задач охраны окружающей среды повлекло за собой создание экологических фондов как дополнительного целевого источника государственного финансирования, средства которого формируются за счет экологических налогов, платежей за загрязнение и др. 4. Ускоренная амортизация основных фондов, в т.ч. природоохранного назначения, является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности и научно-технического прогресса. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль. Кроме того, ускоренная амортизация обеспечивает накопление средств, позволяющих сократить временной период обновления качественного и количественного состава основных фондов. 5. Развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Этот рынок сейчас активно формируется в США. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории («пузыря» или «под колпаком» - в пределах поселения) вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. Поэтому заинтересованные в развитии предприятий, сопровождающемся выбросами ЗВ в ОС, лица вынуждены купить права на загрязнение у тех субъектов хозяйственной деятельности, которые располагают излишками прав на выбросы соответствующих ЗВ. Возможна и другая ситуация, когда у лица, располагающего правами на выбросы, реализовать мероприятия по их сокращению дешевле, чем у соискателей таких прав и последние готовы купить их у первых с учетом стоимости указанных мероприятий. Применение продажи прав на загрязнение должно сопровождаться жесткими требованиями, особенно в части установления и соблюдения природоохранных нормативов. В настоящее время рядом стран, включая Россию, ведется подготовительная работа по внедрению механизма продажи прав на загрязнение на международном уровне (углеродный кредит). 6. Проверенным и эффективным экономическим инструментом охраны окружающей среды является залогово-возвратная система, когда, покупая какой-нибудь товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам обратно (например, возврат пустых бутылок, отработавших элементов питания, пластиковых контейнеров и пр.). Несмотря на свою простоту, данный механизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации. 7. В последние годы в ряде стран мира динамично развивающимся элементом экономического механизма охраны окружающей среды является система экологического страхования. Его развитие связано с необходимостью, закрепленной в законодательстве практически любой страны, полного возмещения причиненного вреда окружающей среде, физическим и юридическим лицам. Однако сумма ущерба, особенно в случаях аварийных загрязнений, может быть так велика, что ее не сможет выплатить даже крупное предприятие или компания. Чтобы не допустить неизбежного «списания» претензий или переложения ответственности за возмещение вреда на государство, объективно необходимо применение экологического страхования. Оно позволяет обеспечить накопление средств и оперативно перераспределять их при наступлении страховых событий, а также при наличии временно свободных средств направлять их на финансирование природоохранной деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика экономических методов регулирования природопользования» з дисципліни «Економіка природокористування»