Особенности природопользования в рыночной экономической системе. Провалы рынка и политики
Основополагающим критерием государственных инвестиций и разработки политики должна быть экономическая эффективность. Это означает, что дефицитные ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы выгоды от них были максимальными, за вычетом затрат, связанных с их использованием. Этот принцип в настоящее время закреплен широким применением анализа затрат-выгод (АЗВ) в качестве инструмента принятия решений. При прогнозировании и анализе природопользования экологические последствия могут учитываться с помощью экономических методов при проведении предварительной оценки. Это не означает, что всем возможным стоимостям окружающей среды может быть присвоена экономическая цена; ясно, что это не так. Однако часто необходимо показать экономические последствия изменений в окружающей среде, что можно сделать с помощью оценки стоимости. В более широком смысле, существенный ущерб окружающей среде возникает вследствие экономических причин, и понимание этих факторов является предварительным условием формулирования природоохранной политики. Ухудшение состояния окружающей среды в рыночной экономической системе объясняется с точки зрения провалов рынка и политики. Провалы рынка Успешное развитие экономики определяется хорошим функционированием рынка, который сигнализирует об относительной дефицитности различных ресурсов посредством их цен и обеспечивает их использование с наибольшей выгодой. Если окружающая среда "потребляется" в слишком больших масштабах (например, вырубается слишком много деревьев, вылавливается слишком много рыбы, в реки сбрасывается слишком много стоков), это является признаком того, что рынок не сигнализирует о растущей дефицитности экологических ресурсов (лесов, рыбных запасов, способности рек к ассимиляции отходов). С точки зрения предложения, очевиден такой же сбой. Люди не осуществляют инвестиции в окружающую среду (посадку деревьев, сохранение дикой природы, очистку рек), поскольку им как физическим лицам этим заниматься невыгодно. По различным причинам рынок не приносит отдачу тем, кто сохраняет окружающую среду и вкладывает в нее средства. В значительной степени нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов и окружающей среды может быть увязано с неправильным функционированием рынков, их дефектами или полным отсутствием. Цены, складывающиеся на таких рынках, не отражают истинные социальные издержки и выгоды использования ресурсов. Такие цены вводят в заблуждение относительно дефицитности ресурсов и обеспечивают недостаточные стимулы для управления, эффективного использования и сохранения природных ресурсов. (Panayotou, 1993, р. 33). Источники провалов рынка Внешние эффекты. Отсутствие цен на блага и отсутствие рынков. , Общественные блага. Трансакционные издержки. Права собственности. Отсутствие знаний и неопределенность. Недальновидность. Необратимость. Источник: Panayotou, 1993. Внешние эффекты (экстерналии) - это последствия, наступающие для других сторон в результате того или иного действия, которые не учитывались лицом, совершившим действие. Фирма, сбрасывающая сточные воды в реку, которая используется для купания и забора питьевой воды, создает внешние эффекты, снижающие уровень благосостояния или повышающие издержки других людей. Эти убытки третьих лиц являются для фирмы экстернальными издержками. Эти последствия не учитываются в частных расчетах самой фирмы. Иными словами, рынок не обеспечивает обратного сигнала о стоимости внешних эффектов для нарушителя, у которого нет каких-либо стимулов к ограничению этого антисоциального поведения (конечно, если подобные действия не регламентируются постановлениями и штрафами). Различают несколько категорий экстерналий. В зависимости от эффекта, оказываемого на окружающую среду, можно выделить позитивные и негативные экстерналии. Например, фирма, загрязняющая атмосферу, оказывает негативное влияние на всех, кто дышит этим воздухом, а пчеловодческое хозяйство благоприятно влияет на прилегающие луга. Другим признаком классификации экстерналий является способ происхождения. Источниками экстерналий могут быть как производители, так и потребители. Так, можно привести множество примеров предприятий-загрязнителей: к ним относятся металлургические, химические заводы и т.д. Потребление сигарет курильщиком, например, доставляет неприятности окружающим людям. В более широком плане можно выделить темпоральные (между поколениями), глобальные (международные, межстрановые), межсекторальные (между отраслями экономики), межрегиональные и локальные экстерналии (41). Некоторые внешние воздействия, такие как загрязнение воды, касаются всех, кто пользуется этой водой, т.е. широкого круга индивидов, границы которого могут изменяться. Другие экстерналии носят более узкий характер - от мусорной свалки страдает лишь владелец дома по соседству. Существует также важный класс экстерналий, называемый общей ресурсной проблемой. Основной признак этой категории - наличие ограниченного вида ресурсов, доступ к которым не регулируется. Характерным примером является добыча нефти, которая располагается в больших подземных бассейнах. Для того чтобы получить доступ к нефти, требуется лишь приобрести достаточно земли для бурения скважины и установки необходимого оборудования. Ясно, что чем больше нефти добывается владельцем земли, тем меньше остается другим пользователям бассейна. Причем бурение каждой новой скважины может оказать негативное влияние на общее количество добываемой нефти, поскольку каждая сделанная скважина понижает давление в подземном резервуаре. Этим примером хорошо иллюстрируется разница между предпринимательской и общественной выгодой. Рассмотрим один из вариантов — отрицательное воздействие производственного внешнего эффекта на производство. Здесь загрязнение окружающей среды, вследствие которого социальные затраты становятся больше рыночных (частных) затрат (рис. 2) является классическим примером. На рис. 2 DD — кривая спроса на товар X; SS — кривая предложения, характеризующая рыночные (частные) затраты на производство товара X. В производстве товара X устанавливается рыночное равновесие спроса и предложения в точке Е0. Предприятие производит товар X в количестве q0 по цене P0, получая валовую выручку, равную P0 q0. При этом оно загрязняет окружающую среду, нанося реальный ущерб благосостоянию окрестных жителей. Качество жизни может снизиться так, будто эти люди лишились части заработной платы или столкнулись с внезапным резким подорожанием товаров и услуг. И если рынок дает им шансы как-то выправить положение (больше заработать, изменить структуру спроса и т.п.), то с внешними эффектами не справиться без участия государства. Для компенсации отрицательных внешних эффектов предприятия-загрязнителя государство и домашние хозяйства затрачивают средства. В результате социальные затраты на производство товара X превышают рыночные (частные) на величину ∆ , что выражает кривая социальных затрат S'S', проходящая выше прямой рыночных (частных) затрат SS. Разность между социальными и частными затратами, измеренная в денежной форме, равна разности цен Р1 - Р2. На рынке товара X устанавливается псевдорыночное равновесие в точке Е1, обусловленное вмешательством государства в рыночный механизм. Новая цена равновесия Р1 отражает баланс интересов производителя товара X и общества. Очевидно, что при неизменном спросе на товар X переход к цене Р1 означает перераспределение ресурсов и сокращение объема продаж до величины q1, при этом валовая выручка составит P1q1. Государство должно тем или иным путем, например через специальный налог, изъять у предприятия-загрязнителя разность валовых выручек (.Р0 q0 — P1q1 ) и использовать ее .для ликвидации экологического ущерба. В мировой экономической науке такой налог получил название налог Пигу.
Рис. 2. Воздействие внешнего эффекта на рыночное равновесие
Почти везде, где существуют экстерналии, распределение ресурсов неэффективно. Уровень производства товаров, генерирующих негативные экстерналии, избыточен. Производственная кривая предложения не отражает в данном случае уровень предельных общественных издержек, она показывает лишь предпринимательские издержки, которые производители несут непосредственно. Так, производитель стали не принимает в расчет стоимость загрязнения окружающей среды. Кривая предельных общественных издержек лежит над производственной кривой предложения, следовательно, оптимальный уровень производства меньше, чем уровень, при котором достигается рыночное равновесие. Внешние эффекты наблюдаются повсеместно. Они наступают в тех случаях, когда физическое лицо или фирма могут не понести каких-либо санкций за свое антисоциальное поведение. Задача разработчиков политики в тех случаях, когда это возможно, заключается в интернализации («замыкании») внешних эффектов посредством возложения на самих нарушителей полных издержек, понесенных другими в результате их действий. Еще одна причина сбоев рынка связана с тем фактом, что на многие экологические блага не установлена цена и в результате они не могут обращаться на рынке. Отсутствует рынок качества окружающей среды. Блага, которые ценит общество, такие как чистый воздух, привлекательные пейзажи и разнообразие биологических ресурсов, на рынках не покупаются и не продаются. Если индивидов не сдерживают иные меры, то у них нет каких-либо стимулов к ограничению использования этих благ, а тем более к вложению средств в их сохранение и рост. Многие товары и услуги, которые обеспечивает природа, не требуют от пользователей почти никаких или совсем никаких расходов, кроме связанных со сбором (например, древесное топливо, вырубаемое в лесах общего пользования, рыба, пойманная в море, дичь, добытая при охоте). В некоторых случаях ресурсы не имеют установленной цены, потому что они являются общественными благами и взимать за них плату было бы затруднительно или невозможно. Общественное благо - это товар, который доступен для всех и права пользования которым никто не может быть лишен. Вследствие этого взимать плату за его использование невозможно. Поэтому частной стороне невыгодно вкладывать средства в его защиту или улучшение - из-за невозможности покрытия издержек за счет пользователей (бесплатные пользователи). У пользователя также нет какого-либо стимула воздерживаться от потребления, поскольку его место занял бы кто-либо другой. От возможности потребления продукции и функций экосистем трудно кого- либо отключить, не неся при этом часто весьма существенных затрат. Это свойство общественных благ называется неисключительность.С другой стороны, потребление кем – либо эстетичности видов звездного неба или моря никак не влияет на возможность людей делать то же самое. Это свойство общественных благ называется неконкурентность. Некоторые общественные блага могут использоваться тем или иным конкретным пользователем без сокращения их предложения для других (например, существование биоразнообразия, сохранение редких видов, чистые воздух и вода, привлекательный пейзаж, охрана водосборного бассейна). Другие общественные блага, хотя и обладают неисключительностью, могут истощаться - в тех случаях, когда их использование одним человеком осуществляется за счет какого-либо другого (например, заготовка древесного топлива и древесины в лесу общего пользования, охота на диких животных, морская рыбная ловля, использование воды для орошения, выпас животных на общественных пастбищах). Концепция трагедии общего достояния содержит в себе допущение, что пользователи общественного ресурса (пастбища) не могут или не хотят объединиться и прийти к согласию относительно жизнеспособной системы рационального использования. Хотя у каждого из них есть неоспоримая краткосрочная заинтересованность в максимизации своего использования общественного ресурса, в долгосрочном плане у каждого из них есть более действенный стимул к его сохранению, даже если для этого необходимо согласиться с ограничениями доступа. Однако есть много причин, по которым стороны не могут достичь соглашения - затраты и трудности, связанные с обеспечением соблюдения договоров и выполнения условий, затраты времени и сил для того, чтобы собрать вместе многочисленные стороны, расходы, связанные с получением информации и т.д. В совокупности эти затраты называются трансакционными издержками. В тех случаях, когда они высоки по отношению к ожидаемым выгодам, достижение действенного соглашения маловероятно, и деградация окружающей среды продолжается. Для правильного функционирования рынков необходима их поддержка соответствующими институтами и, говоря конкретно, системой прав собственности. Очевидным примером может служить фермер: у человека, владеющего своей землей, имеется очевидный стимул заботиться о ней и вкладывать в нее средства, особенно если есть также возможность продать ее и возместить эти капиталовложения. Это же относится и к тем, кто связан с землей долгосрочным, надежным договором аренды. У фермеров-арендаторов, скваттеров и тех, кто имеет лишь право пользоваться землей и ее продуктами (узуфрукт), имеется гораздо меньше стимулов рационально использовать свою землю или вкладывать в нее средства и, по сути, имеются все причины стремиться выжать из нее как можно больше, пока они еще могут ею пользоваться. Это необязательно является аргументом в пользу распространения безусловного права собственности на недвижимость, но свидетельствует о необходимости прояснить правовое положение фермеров, а также обеспечить и стимулировать бережное, рациональное использование земли. Права собственности относятся не только к земле. Во многих странах законодательство о водных ресурсах предоставляет владельцу земли право пользования поверхностными или подземными водами в пределах своего участка; во многих случаях эти права могут быть проданы и куплены на активных рынках. До тех пор, пока права собственности, в своем общем смысле, являются необремененными, исключительными, гарантированными, обеспеченными и могут быть переуступлены, у их владельцев есть все стимулы обеспечивать сохранность соответствующего ресурса. В отсутствие некоторых или всех из этих условий действенность стимула снижается. В развивающихся странах деградация окружающей среды во многих случаях связана с попытками современного государства отменить обычные законы или национализировать ресурсы (леса, общинные земли), использование которых ранее регулировалось местными обычаями. На практике эти меры часто порождают путаницу и неопределенность, традиционная система управления оказывается подорванной при отсутствии эффективной альтернативы. Отсутствие знаний и неопределенность также препятствуют функционированию рынков. Функция рынков заключается в том, чтобы сигнализировать о возникающих дефицитах, например, экологических ресурсов. Проблема возникает вследствие плохого понимания экологических процессов, и изменения (а также их последствия) могут быть не осознаны вовремя, с тем чтобы был приведен в действие механизм цен. Даже руководствующиеся добрыми намерениями фирмы и физические лица едва ли внесут изменения в свое поведение, если они - и общество - не осведомлены о результатах своей деятельности, которые могут возникнуть по истечении большого срока или в отдаленном месте. Недальновидность усугубляет серьезность проблемы. У многих физических лиц период планирования весьма невелик в том смысле, что они уделяют наибольшее внимание тем последствиям для своего финансового положения и благосостояния, которые наступают в ближайшем будущем. Тот факт, что посадка деревьев может принести большие выгоды через 30 лет или что использование ядерной энергии предполагает огромные затраты на демонтаж и захоронение материалов через 80-100 лет, в большинстве случаев не имеет значительного веса при принятии решений. Фирмы, вкладывающие средства, обычно предполагают окупить свои затраты в течение 5-7 лет. Предполагается, что правительства могут исходить из более долгосрочных интересов своего электората, однако предвыборные соображения часто диктуют иной подход. Результат коллективной недальновидности состоит в том, что при принятии решений как долгосрочные затраты, так и долгосрочные выгоды, как правило, в значительной степени дисконтируются. Природоохранные проекты в особой степени страдают от этой тенденции. Наконец, провалы рынка наблюдаются в тех случаях, когда экологические процессы являются необратимыми. Если будущее неопределенно, то имеет смысл сохранить в целости варианты будущего развития. Если при строительстве гидроэлектростанции затоплена красивая долина, то общество лишится возможности сохранить этот пейзаж для будущих поколений. Обеспечение такого же количества электроэнергии посредством строительства тепловой электростанции позволило бы сохранить этот вариант, однако рынок указывал бы на проект строительства гидроэлектростанции, если бы он был более дешевым. Иными словами, на рынке не учитывалась бы стоимость наличия выбора, которая уничтожается при строительстве плотины. Этот вопрос имеет большое практическое значение, поскольку общество в растущей степени проявляет заинтересованность в качестве окружающей среды, а это значит, что стоимость наличия выбора постоянно растет. Из этого следует, что главная роль природоохранной политики любого правительства должна заключаться в устранении вышеуказанных сбоев рынка. Для этого требуются активные действия: определенно речь не идет о необходимости политики государственного невмешательства, или обеспечения возможности установления цен на естественном уровне. Например, для того чтобы выявить и тем или иным образом "интернализировать" внешние эффекты, необходимо предусмотреть финансовые выплаты между нарушителем и " жертвой".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности природопользования в рыночной экономической системе. Провалы рынка и политики» з дисципліни «Економіка природокористування»