По Постановлению Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 утвержденные нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов выбросов (ПДВ) и в пределах установленных лимитов (которые строго в 5 раз больше нормативов платы за выбросы в пределах ПДВ) в основном в 1,08–1,20 раза превышают фактически использовавшиеся ставки в 2001–2002 гг. (табл. 14). Принципиально новый и очень низкий норматив платы установлен за выбросы золы кузнецкого угля, которая выделена в качестве самостоятельного наименования загрязняющих веществ, который стал почти в 15 раз ниже, чем норматив платы за выбросы золя всех остальных углей. Фактически существенно снижен (примерно в 12 раз) и норматив платы за выброс тетраэтилсвинца. В то же время резко увеличен норматив платы за выброс диоксида теллура.
Таблица 14
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками в пределах ПДВ (по Постановлению Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344)
Утвержденные нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах допустимых нормативов сбросов (ПДС) и в пределах установленных лимитов (которые строго в 5 раз больше норматива платы за сброс в пределах ПДС) по новому Постановлению Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 в 1,2 раза превышают фактически использовавшиеся нормативы в 2001–2002 гг. (табл. 15). Из общего перечня наименований в примечание вынесены нормативы платы за сброс в пределах ПДС и лимитов сбросов загрязняющих веществ, оцененных по биохимической потребности в кислороде (БПКполн) – 91 и 455 руб./т, по сухому остатку 0,2 и 1 руб./т соответственно. Кроме того, из перечня загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы платы за сброс, удалено более 50 наименований пестицидов, запрещенных к производству и применению.
Таблица 15
Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах ПДС (по Постановлению Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344)
При установлении нормативов платы за размещение отходов производства и потребления в Постановлении Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 использована классификация отходов, принятая в законодательных и других нормативных актах, с заменой ранее использовавшегося понятия «токсичность» на «опасность» и отнесением нетоксичных отходов к V классу опасности (практически неопасных). Класс опасности отходов определяется в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.01 г. № 511. Утвержденные нормативы платы за размещение отходов производства и потребления по Постановлению Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 также в основном превышают использовавшиеся нормативы 2001–2002 гг. в 1,12 раза, за исключением неопасных отходов добывающей промышленности, по нормативам за размещение которых предусмотрено более значительное увеличение (табл. 16). При этом установлены иные условия применения понижающего коэффициента к нормативам платы за размещение отходов и их бесплатного размещения по сравнению с ранее предусматривавшимися условиями. Нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов по Постановлению от 12.06.03 г. № 344 должны применяться с коэффициентом 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Предусмотренное Постановлением бесплатное накопление отходов на предприятии распространяется только на размещение отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве (в соответствии с технологическим регламентом) или переданных для использования в течение отчетного периода либо 1 года с момента образования отходов.
Таблица 16
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления (по Постановлению Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344)
№ Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов 1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 1739,2 руб./т 2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) 745,4 руб./т 3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 497 руб./т 4. Отходы IV класса опасности (малоопасные) 248,4 руб./т 5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности 0,4 руб./т перерабатывающей промышленности 15 руб./куб. м
В Постановлении Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 закреплены ранее применявшиеся коэффициенты к соответствующим нормативам, учитывающие состояние атмосферного воздуха и почвы по экономическим районам РФ, с добавлением к ним значений коэффициентов для Калининградской области (для атмосферного воздуха – 1,5, для почвы – 1,3). Сохраняется также дополнительный коэффициент (равный 1,2) к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух городов (без упоминавшегося ранее не вполне определенного понятия крупных промышленных центров). Для коэффициентов к плате за сброс загрязняющих веществ, учитывающих состояние водных объектов, ранее установленных по водным бассейнам, краям, областям и республикам Российской Федерации преимущественно в виде интервалов значений, в Постановлении Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 установлены конкретные значения, представляющие собой центры (середины) этих интервалов (при необходимости – с округлением), а для Москвы – его верхнее значение, и добавлены официальные значения коэффициентов для автономных округов, Еврейской АО и республик, имевших в РСФСР статус автономных областей, а также г. Санкт-Петербурга. При применении всех нормативов платы за выброс (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов Постановлением Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 закреплено использование дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, зон экологического бедствия и, кроме того, для впервые указанной Байкальской природной территории, но без распространения этого коэффициента на ранее предусмотренные территории, включенные в международные конвенции. До выхода Постановления Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 фактически право использования повышающих коэффициентов к нормативам платы, равно как и коэффициентов индексации самих нормативов в отдельные годы, представлялось органам исполнительной власти субъектов Федерации, и в большинстве из них эти коэффициенты устанавливались исходя из значений, определенных федеральными документами. Но в отдельных субъектах Федерации эти коэффициенты были ниже или не всегда применялись, поэтому при определении размеров платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ увеличение дифференцированных ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов может быть более значительным, чем увеличение базовых нормативов к уровню 2001 г. По Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 г.» от 24.12.02 г. № 176-ФЗ установлено, что доходы от экологических платежей распределяются в 2003 г. между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Федерации в отношении 19:81%. В целом Постановление Правительства РФ от 12.06.03 г. № 344 восстановило необходимые процедуры расчета и взимания экологических платежей как одного из важнейших элементов экономического механизма охраны окружающей среды. Но оно не устранило многих недостатков методики определения этих платежей и не преодолело ограниченность сфер их применения. Поэтому сохраняется актуальность разработки новой системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и ее законодательного оформления. Поскольку по определению Конституционного суда экологические платежи имеют неналоговый характер, их уже нельзя оформить в качестве экологического налога, предусмотренного Налоговым кодексом, и единственной возможностью совершенствования экологических платежей может быть принятие Федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду по ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нормативы платы за загрязнение окружающей среды» з дисципліни «Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища»