Организацию труда можно рассматривать как организацию взаимодействия элементов производственных систем. Прежде всего это относится к взаимодействиям между: людьми; людьми и средствами производства; социальными группами. В предыдущих главах основное внимание было уделено организации взаимодействия между людьми и средствами производства. Данная и следующая главы посвящены организации взаимодействия между людьми и социальными группами. В общем случае можно выделить два вида взаимодействия людей: конкуренцию и сотрудничество. Обычно рассматриваются модели экономического поведения, основанные на конкуренции, стремлении человека к личной выгоде, максимизации полезности используемых материальных благ, максимизации прибыли и т. п. Эти модели в конечном счете основаны на идее «невидимой руки» А. Смита. Для большинства экономистов центральным «...является образ человека изначально агрессивного и соперничающего» [Фромм. С. 101]. Модели конкурентного поведения рассмотрены А. Шмелевым. Он подчеркивает важность так называемой продуктивной конкуренции, которая способствует достижению наилучших суммарных результатов. Модели сотрудничества рассматривались до сих пор преимущественно в работах по этике, психологии, эволюционной теории. Здесь особенно выделяются публикации П. А. Кропоткина, который подчеркивал, что именно сотрудничество является главным в борьбе за существование. На многих примерах из биологии он показал, что наиболее приспособленными являются не самые сильные и ловкие, «а те, кто лучше умеет объединиться и поддерживать друг друга ради блага всего сообщества... В истории человечества он также выделяет... объединения людей для взаимопомощи: торговые гильдии, союзы общин и т. п... Общество должно строиться на принципах самоорганизации, самоуправления, словом, на принципах эволюционной этики» [Кропоткин. С. 112]. Одна из основных идей П. Кропоткина состояла в том, что сотрудничество (а не конкуренция) является наиболее значимым фактором развития не только биологических, но и социальных систем. При анализе взаимодействия людей наибольший интерес представляют нелинейные системы, в которых интегральный эффект оказывается больше суммы индивидуальных результатов. Примером такой системы является групповое обслуживание оборудования. Как было показано в разд. 5.9.2, на основе сравнения норм обслуживания можно оценить рост продуктивности труда при переходе от индивидуального обслуживания станков к коллективному. В данной задаче рост продуктивности достигается за счет лучшего использования фондов времени рабочих. Основным условием достижения синергетического эффекта взаимодействия является физиологическая, психологическая, интеллектуальная и духовная совместимость людей, составляющих данный коллектив. Это особенно важно для решения инженерных и научных задач. Совместимость обеспечивает достижение нелинейного эффекта за счет использования таких качеств членов коллектива (команды), которые при индивидуальной работе не могли бы проявиться. В правильно подобранном коллективе обеспечивается резонансное взаимодействие сотрудников. Внешнее воздействие на коллектив также должно быть резонансным, т. е. управляющие воздействия в виде постановки целей, систем планирования, учета мотивации должны быть адекватными внутренним характеристикам коллектива. В противном случае его работа будет дезорганизована. Отрицательный результат может быть получен и при неправильном формировании команды. Существует ряд физиологических, психологических и социологических методик подбора команд, основанных на анализе признаков, определяющих совместимость людей при выполнении определенных функций. Эти методики используются уже десятки лет, особенно для формирования команд, которые должны длительное время работать в условиях изоляции от внешнего мира (экипажи подводных лодок, космических кораблей и т. п.). В последние годы проблемы совместимости людей исследуются в рамках соционики — науки, возникшей на основе идей о психологических типах. Для формирования работоспособного коллектива в конечном счете наиболее важны чувства взаимной симпатии, которые не всегда могут быть формализованы, однако вполне определенно осознаются людьми. Нельзя считать случайным, что свою первую книгу — «Теория нравственных чувств» — А. Смит начинает с глав, посвященных чувству симпатии. Модели взаимодействия людей можно классифицировать по следующим основным признакам: типу взаимодействия; направленности интересов участников; наличию синергетического эффекта; отношению между участниками взаимодействия; характеру управляющих (мотивирующих) воздействий. По первому признаку выделяются два типа взаимодействия людей: конкуренция и сотрудничество. По второму признаку различаются модели, в которых участники ориентированы на эгоистические интересы, и модели, в которых участники ориентированы преимущественно на достижение целей организации (общества). По третьему признаку различаются модели, в которых общий результат взаимодействия больше индивидуальных результатов, и модели, в которых нет синергетического эффекта. По четвертому признаку могут быть модели с выбыванием участников (модели отбора сильнейших) и модели без выбывания участников. Пятый из указанных признаков классификации определяет форму регулирования взаимоотношений людей в данной экономической системе. По этому признаку выделяются модели, в которых регулирование и мотивация осуществляются «невидимой рукой» (управляющей средой), и модели с иерархическим управлением («видимой рукой»). Эффективность производства в значительной мере зависит от степени согласованности интересов сотрудников организации с ее целями. Модель для анализа степени согласованности представлена на рис. 8.1.1. Цели сотрудника О + Цели организации Рис. 8.1.1. Модель согласованности целей организации и ее сотрудника Как видно из рисунка, при полном согласовании целей организации и сотрудника у = 0 и cos у = 1. Если цели сотрудника и организации противоположны, то у= 180° и cosy == — 1. Несоответствие целей сотрудника и организации может быть вызвано различными причинами. Одной из весьма вероятных является склонность сотрудника или менеджмента организации к нарушению норм морали и права. Экономические и социальные проблемы девиантного поведения на предприятии рассмотрены в разд. 8.5. Мы использовали символ у для обозначения степени согласованности целей сотрудников и организации потому, что рассматриваемый аспект поведения людей в значительной мере обусловлен характеристикой, которая в разд. 1.1.3 была названа у-трудом. Эта компонента определяет духовно-этические аспекты деятельности человека. Отметим, что cosy, характеризующий степень согласованности целей сотрудников и организации, в определенной мере аналогичен cos <р, используемому в электротехнике для характеристики степени полезного использования потребляемой электроэнергии. При анализе моделей взаимодействия основное внимание должно быть обращено на условия достижения синергетическо- го эффекта. Прирост экономических результатов (объем продукции, производительность, прибыль и др.) может быть следствием и конкуренции, и сотрудничества. Важно учитывать, что формы взаимодействия людей различаются не только по экономическим, но и по социальным, психологическим, политическим и другим результатам. Об этом свидетельствует то, что страны с наибольшей свободой конкуренции и наименьшим вме шательством государства в экономику характеризуются, как правило, высокими экономическими показателями и вместе с тем высоким уровнем преступности. Наиболее яркий пример — США, которые выделяются самым высоким уровнем преступности и наиболее высокими темпами ее роста — 7% в год. Из приведенных фактов следует, что синергетический эффект, соответствующий той или иной форме взаимодействия людей, должен оцениваться не только по экономическим, но и по социальным показателям. Понятие синергетического эффекта взаимодействия людей является многоаспектным. Количественное выражение этого эффекта целесообразно представлять вектором, компонентами которого являются экономические, этические, психологические, политические и другие показатели, соответствующие вариантам структуры и режимов взаимодействия элементов анализируемой системы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модели взаимодействия в производственных системах» з дисципліни «Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах»