Особенности труда обслуживающих (вспомогательных) рабочих
В этом параграфе рассматриваются методики организации и нормирования работ (выполняемых как в основных, так и во вспомогательном цехах), которые обусловлены процессами обслуживания оборудования и рабочих мест. К таким работам относятся: ремонт оборудования, обеспечение рабочих мест инструментами, документацией, материалами, контроль качества продукции, транспортно-складские работы, уборка помещений. К рабочим, занятым обслуживанием оборудования, иногда относят также наладчиков. Однако методика организации труда наладчиков в основном аналогична методике нормирования труда многостаночников. При обслуживании современного автоматизированного оборудования расчет норм труда для операторов и наладчиков должен осуществляться совместно, так как одним из важнейших этапов этого расчета является выбор оптимального разделения труда между операторами и наладчиками. Эти вопросы были рассмотрены в разд. 6.5 и 7.1. Основные особенности работ по обслуживанию оборудования и рабочих мест, по сравнению с работами основного производства, заключаются в большом разнообразии, нерегулярной повторяемости, сложности измерения количества и качества труда. Существенную роль здесь играет также непосредственная зависимость результатов труда основных рабочих от деятельности вспомогательных рабочих. При этом необходимый объем работ по обслуживанию оборудования и рабочих мест определяется требованиями основного производства. Превышение этого объема нецелесообразно и, как правило, практически невозможно. Поэтому стимулирование труда обслуживающих рабочих должно быть направлено на выполнение нормативного объема работ с минимальной численностью рабочих. Вследствие указанных особенностей основными видами норм труда рабочих, занятых обслуживанием оборудования и рабочих мест, являются нормы обслуживания и численности, а также нормированные задания и в отдельных случаях — нормы времени. Основой организации труда обслуживающих рабочих должно быть проектирование технологии обслуживания и определение трудоемкости выполняемых операций. Исходя из этого устанавливаются нормы затрат и результатов труда. Если установление норм на отдельные операции обслуживания невозможно или явно неэффективно, применяют косвенные методы нормирования, при которых численность соответствующей группы рабочих определяется по факторам, которые в наибольшей степени влияют на затраты труда.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности труда обслуживающих (вспомогательных) рабочих» з дисципліни «Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах»