Важным составным элементом механизма регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнёрство. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнёрства получила развитие после второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-70-е гг. ХХ столетия и то не во всех странах. В настоящее время наиболее развитая система социального партнёрства существует в таких европейских странах как Германия, Австрия, Швеция, некоторых других. В меньшей степени она развита в США, Японии, южно-европейских странах, практически отсутствует в слаборазвитых странах. В России она начала формироваться в 90-х годах прошлого века. Её становление и дальнейшее развитие чрезвычайно важно в связи с тем, что в основе социального партнёрства лежит не только принцип разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления существовавшей ранее монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества. Характеристика основных элементов формирующейся в России системы социального партнёрства получила нормативное отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (Раздел 2. Социальное партнёрство в сфере труда). Понятие социального партнёрства сформулировано в нём (ст. 23) следующим образом: социальное партнёрство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основными принципами социального партнёрства являются: равноправие сторон; уважение и учёт интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Система социального партнёрства включает следующие уровни: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования в сфере труда в Российской Федерации; региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Формами социального партнёрства являются: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (на уровне организации), соглашений (на других уровнях) и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальное партнёрство» з дисципліни «Економіка праці»