Социология труда изучает: отношения, возникающие между участниками по поводу использования труда в масштабе общества (государства) и отдельного предприятия (учреждения, организации); поведение участников в процессе труда и распределения его результатов; мотивы и поступки людей в процессе труда и трудового взаимодействия.
237
В социально-психологическом плане характеристиками труда выступают: - удовлетворенность - эмоционально-окрашенное состояние сбалансированности между запросами и степенью их реализации (оценка результатов труда, построение планов действий по повышению его результативности для достижения личных целей); - стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к трудовой активности; - мотивы труда - внутренние факторы (в мотивационном плане рассматривается цель - образ ожидаемого, побудительные мотивы к признанию, самореализации). В этическом плане характеристиками труда являются ценностные ориентиры и ценностные императивы. Экономика и социология труда находится в тесном взаимодействии с трудовым правом как юридической основой трудовых отношений. Освоение программы по этим дисциплинам обеспечивает подготовку специалистов высшей квалификации в соответствии с профессионально-квалификационными требованиями к экономистам. Вся история развития общества сопровождал ась выработкой различных концептуальных подходов к категории "общество". Практически все социальные, философские и экономические теории предлагают разнообразные трактовки данного понятия. Например, в так называемой атомистической теории общество рассматривается как совокупность действующих личностей или отношений между ними: "Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно со всем миром"56. Согласно учению М. Вебера, общество - это совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Между тем люди действуют сообща, так как они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются посредством совместных действий 57. Крайним выражением этой концепции является сетевая теория, сторонники которой считают, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов и образуется из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей. Главный акцент в этой теории делается на действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга, Т.е. в
______________________
56 Социология: основы общей теории: Учебник. – М., 1996, c.1O2. 57 См.: Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997. с. 14-15.
238
центр внимания ставятся личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях социальных групп общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Э. Дюркгейм в отличие от М. Вебера считал, что общество - это над индивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые Дюркгейм называл "коллективным сознанием". Если в атомистической и сетевой теориях существенным компонентом является индивид, то в данной теории - человеческие группы. Авторы теорий социальных групп рассматривают общество как наиболее общую совокупность людей и, по существу, отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество". Существует институциональная концепция общества, в рамках которой общество трактуется как большая совокупность людей, ведущих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Эти институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, обеспечивают стабильную структуру всевозможных форм коллективной жизни и т.д. В них отражаются характерные черты общества. В рамках некоторых подходов общество рассматривается в широком и узком значениях. В широком значении общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма отношений. Если все социальные явления и процессы трактовать как системы, то наиболее общей и сложной системой является общество, а элементами данной системы выступают люди. Таким образом, упомянутые концепции общества, предлагаемые различными социологическими школами, имеют существенное значение для понимания природы общества. Однако во всех этих концепциях опускается вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается общество. Учитывая вышеизложенное,
под обществом следует понимать совокупность индивидов, объединенных между собой процессами психологического взаимодействия и образующих в ходе этого взаимодействия социальные группы и институты, основывающиеся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Общество как естественноисторическая целостная система представляет собой органическое единство производительных сил и
239
производственных отношений, социальной, идеологической и политической структур. Социологическая теория все общественные системы рассматривает как системы двух уровней общности: социетальные и социальные. Социетальные системы - это экономические, политические, социальные, идеологические подсистемы общества. Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции: экономическую (т.е. функцию материального производства), социальную (т.е. функцию социализации человека), политическую (т.е. функцию социального управления), идеологическую (т.е. функцию духовного производства). Дифференциация общественных функции сопровождается созданием без личностных структур (экономических, социальных, политических и других институтов), выступающих в качеств_ "вещных" носителей этих функций (предприятии, учреждений, организаций). Эти структуры заполняются людьми, обладающими определенными качествами (психологическими, профессиональными и др.), необходимыми для выполнения тех или иных функций (экономических, политических и др.). Люди, включенные в функционирование тех или иных структур, выполняют свои функции не изолированно, а взаимодействуя друг с другом, складывается определенная структура межличностных отношений. В процессе функционирования социетальной системы ее структурные и личностные элементы постоянно взаимодействуют между собой, создавая тем самым импульс для ее развития. Каждая из основных функции социетальной системы дифференцируется на большой ряд подфункций (менее общих функций), которые реализуются людьми, включенными и ту или иную нормативную и организационную социальную структуру. Социетальная система выступает как организованная совокупность различных форм социальных связей, которые сплачивают индивидов в единое функциональное целое. Многообразие типов социетальных связей соответствует и многообразию социальных систем, которые эти связи определяют. Социальная система представляет собой взаимодействие той или иной общности людей, включенных в данную организационную структуру для реализации различных функций. Элементами социальной системы являются личность, социальные группы, социальные организации, социальные институты. Конечно, разграничение видов социальных систем весьма условно. Одна и та же социальная система (например, семья) может в равной степени рассматриваться и как социальная группа, и как элемент социального контроля, и как социальный институт, и как социальная организация. Какую бы форму социальной связи мы ни брали, она
240
всегда существует в системе и вне ее существовать не может. Общество выступает как макросистема, объединяющая различные системы локального уровня, основываясь на них, но по своему содержанию и характеру выходя за пределы их простого объединения. Однако необходимо заметить, что все функции, которые выполняются обществом, не просто ориентированы на человека, а созданы для него. Экономическая функция обеспечивает удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах, политическая - организует людей и помогает осуществлять социальный контроль, идеологическая - Формирует мировоззрение, направленное на позитивное взаимодействие с людьми, социальная - формирует из человека как биологической особи личность, способную на основе психического взаимодействия создавать различные социальные группы и институты. При этом уровень развития общества определяется степенью реализации каждой из этих функций применительно к максимальному числу членов общества. Например, оценить уровень экономического развития общества можно через степень насыщенности рынка товарами и услугами, через их доступность большинству населения, через соотношение повышения уровня производительности труда и повышения уровня жизни и т.д. Политическое развитие характеризуется степенью развития демократических начал и свобод, гласностью, соблюдением прав человека. Уровень социального развития общества показывает, насколько успешно общество осуществляет социализацию (об этом говорит, например, уровень преступности в стране), насколько психологически комфортно чувствует себя человек в обществе (об этом свидетельствует уровень самоубийств), насколько человек социально защищен (это следует из соответствия размера социальных пособий прожиточному минимуму), насколько одни члены общества могут заботиться о других (на это указывает уровень развития благотворительности, систем морального поощрения и т.д.). Общество как социальная система складывается на базе различных общностей людей (социальных групп, социальных организаций и т.д.), находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое. Основными элементами этой системы являются люди и их деятельность, которая определяется их статусом, функциями, которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также различными индивидуальными особенностями людей. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а во взаимодействии с другими людьми, объединенными в различные общности. В процессе этого взаимодействия другие люди, социальная
241
среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. Таким образом, человек является одновременно и мерилом развития общества во всех его ипостасях, и силой, которая создает все необходимое для этого развития. Поэтому для характеристики социального развития общества нам необходимо рассмотреть понятия "личность" и "человек", а также проследить процесс формирования личности. Человек – высшая ступень развития, живых организмов на земле. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Человек появился в результате сложного и длительного эволюционного процесса, протекавшего на Земле. В противоположность низшим животным, он является продуктом своей материальной и духовной деятельности. К. Маркс считал, что человек - это "совокупность всех общественных отношений". По мнению Э. Фромма, великая истина состоит в том, что человек - это иррациональное животное, что им управляют неодолимые невротические стремления, детерминирующие его мысли, поступки, чувства, а его хваленый ум есть не что иное, как раб его иррациональных, бессознательных импульсов, тогда как его рациональные мысли являются в значительной степени лишь рационализациями этих импульсов58. Многие философы, социологи психологи считают такие утверждения полемическим преувеличением. Однако нельзя не признать, что люди далеко не всегда в своих поступках руководствуются разумом. Современная наука, все глубже проникая в сферу человеческого Я, конечно, не может отрицать значения подсознательного, иррационального в поведении человека. Понятия "человек" и "личность" относятся к одному объекту и часто в обыденной жизни употребляются в качестве синонимов. Однако между ними имеются существенные смысловые различия, корни которых уходят в глубины человеческой культуры. На первый взгляд, может показаться, что вопрос о содержании понятия "личность" имеет лишь абстрактное теоретическое значение. Однако та или' иная интерпретация этого понятия оказывает влияние на решение многих практических вопросов, относящихся к человеку и обществу. Вопрос о том, каждый ли человек является личностью,
51 См.: Социология: основы общей теории, c.l64.
242
- один из основных В социологии. Если человек признается личностью, то что из этого следует для него самого и для общества? В современной науке существует два подхода к определению понятия личности. В рамках первого формально-логического, эго понятие определяется через подведение его под более широкое, родовое понятие "человек", а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего эти признаки включают в себя различные положительные характеристики. Таким образом, личностью признается не каждый человек, а только тог, который обладает определенными положительными качествами. Следовательно, и процесс социализации человека рассматривается как приобретение набора этих качеств. В таком подходе присутствует определенная ограниченность: кого конкретно нельзя считать личностью? Если ребенка, то до какого возраста? Если преступника, то на каком основании (по каким признакам)? Эrо далеко не формальные вопросы, ибо признание человека личностью связано с его социальным статусом, менталитетом, достоинством, некоторыми важными социальными правами этическими нормами. Второй подход, диалектико-логический, позволяет избежать указанных противоречий. В соответствии с ним личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, у него свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с индивидуальными особенностями, то получим особенное, т.е. личность. Э. Фромм писал: "Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным". С этой точки зрения, понятие личности применимо ко всем без исключения людям, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общественных признаков. Понятие человека - это понятие общее, представляющее собой биологическую категорию. В то же время, человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Как общество производит человека в качестве человека, так и человек производит общество. Человек выступает не только объектом, но и субъектом социального действия. Экономические, социальные, политические и идеологические отношения в каждом определенном обществе существуют объективно, независимо от воли и сознания человека, каждая данная система этих отношений определяет волю людей, которая, в свою очередь, направляется на создание новой системы общественных отношений.
243
Проблему взаимодействия человека и общества следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, человек является носителем социальных отношении, и его поведение детерминировано обществом и его институтами. Во-вторых, человек как субъект общественных отношений должен рассматриваться в качестве активно действующего лица, способного изменять среду своего обитания. Каждое общество ставит перед собой определенные социальные задачи и цели. Решение этих задач и достижение поставленных целей зависит, прежде всего, от того, какие идеи (научные, обыденные, догматические, мифотворческие и т.д.) закладываются в основу конструирования и построения экономических, социальных и политических структур и механизмов управления и какие социально значимые действия осуществляются в практике. Однако какова бы ни была специфика социальной практики, существует определенная группа факторов, оказывающих влияние на общественное развитие в целом (схема 18).
Схема 18 Факторы общественного развития
Если существующая в обществе социальная практика приводит в конечном счете к нежелательным для него экономическим и социальным последствиям, то это означает, что такая практика вступила в противоречие с естественноисторическим ходом развития данного общества, а лежащие в ее основе идеи и используемые для ее реализации средства оказались неадекватными требованиям объективных законов с6циального развития или даже несовместимыми с ними. В результате общество оказывается в состоянии упадка
244
или застоя, вступает в стадию социально-политических потрясений. В нем начинают действовать стихийные силы, намного превосходящие по своим разрушительным последствиям действия стихийных сил природы. Например, административно-командная система, сложившаяся в экономике бывшего СССР, деформировала всю систему социального управления, которое переместилось с горизонтали на вертикаль. Эго означало, что социальное управление стало. Строиться не по принципу распределения функций (функций рабочего, инженера, министра и т.д.) и взаимосвязи между и ими, а по принципу социальной иерархии безличностных социальных структур. Вознаграждение за труд стало связываться не с трудоемкостью выполняемых функций, а с местом в иерархии указанных структур. Вследствие этого на первый план в оценке социальной деятельности человека были выдвинуты не качество и количество его труда, а место данного человека в социальной иерархии, составленной по степени доступа к различным благам. Социальная несправедливость и социальное неравенство не только не устранялись, но и постоянно воспроизводились в силу преобладания безличнoстных социальных структур. Социальное развитие страны затормозилось, все системы общества постепенно приходили в упадок, и последовавшие в недавнем прошлом изменения, носящие чаще разрушительный, чем созидательный характер, не смогли до сих пор обеспечить адекватный потребностям населения уровень социально-экономического развития современного российского общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальное развитие общества и человека» з дисципліни «Економіка і соціологія праці»