В специальной литературе существуют разнообразные точки зрения относительно того, что такое мотив. Одни авторы относят к мотивам все компоненты внутреннего побуждения - потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы, другие понимают под мотивом лишь сознательные побуждения, третьи - осознанные И неосознанные стремления. Слово" мотив" - французское, произошло оно от латинского moveo, что означает "двигаю". Мотив - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Среди внутренних побудителей к действию мотив непосредственно предшествует деятельности. С помощью мотива человек объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы подвижны, так как зачастую складываются под воздействием эмоций человека, его темперамента. Термин функция (от лат. functio- исполнение) является довольно распространенным научным понятием. В экономических науках чаше всего функция понимается, как проявление сущности какого-либо явления. Ряд функций, которые выполняют мотивы, могут быть скрыты от исследователей, однако от этого они не перестают существовать. По мере познания процесса мотивации, обнажаются более рельефно и качества, и функции. Функция - это не застывшая, а изменяющаяся категория. Вместе с изменением сущности мотивов меняется и взаимодействие функций. Мотивы выполняют многообразные функции (схема 15). В процессе мотивации мотив в каждый данный момент может проявлять свою сущность не всеми функциями, а какой-либо одной или несколькими из них. Существует большое разнообразие мотивов, среди которых выделяются: мотив стадности (потребность быть в коллективе), мотив личной аффирмации или самоутверждения (характерный в основном для работников высокой квалификации), мотив самостоятельности (стремление быть хозяином, стремление к новым видам деятельности, к активному поиску решении, к риску), мотив стабильности (противоположен мотиву самостоятельности, предпочтение отдается надежности бытия деятельности), мотив приобретения нового (знании, вещей и т.д.), мотив справедливости (несоблюдение справедливости ведет к демотивации), мотив 217
состязательности (генетически присущ каждому человеку) и др. Различают также мотивы-побуждения, являющиеся внутренними, истинными мотивами, и мотивы-суждения, с помощью которых человек объясняет себе и другим, обосновывает свое поведение.
Схема 15 Функции мотивов
Большое значение для формирования мотива имеет оценка вероятности достижения целей. В связи с этим необходимо раскрыть содержание и такого понятия, как "сила .мотива". Сила мотива определяется степенью актуальности для человека той или иной его потребности. Чем насущнее нужда в некотором благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует человек. Если получение искомого блага не требует особых усилии, либо, если это благо очень трудно получить, Т.е. требуются сверх усилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том, и в другом случае человек пассивен. При частом повторении таких ситуаций возникает феномен так называемой выученной беспомощности, исключающий трудовую активность. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием удовлетворения потребности и получения того или иного блага. Особенностью мотивов является их направленность. В связи с этим различают мотивы "для себя" и "для других". Необходимо стремиться к их гармонизации. Если человек отдает обществу больше, чем получает за свой труд, то прослеживается рассогласование этих мотивов. И чем глубже разрыв между тем, что работник отдает обществу, и тем, что получает взамен, тем менее для него значимы такие мотивы, как долг перед людьми, обществом в целом, стремление
218
приносить пользу людям. Одновременно в сознании этого человека гипертрофируются мотивы материального вознаграждения за труд. Следствием падения значимости мотивов "для других" становится депрофессионализация работника. Забота о повышении профессиональной квалификации перестает быть актуальной, так как потребительские свойства производимой продукции не имеют личностного смысла, не связаны с удовлетворением собственных потребностей. Обычно деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами, или мотивационным ядром. Структура мотивационного ядра зависит от конкретных трудовых ситуаций: ситуации выбора специальности или места работы, ситуации повседневной работы на данном предприятии, ситуации конфликта, ситуации перемены места работы или смены профессии, инновационной ситуации, связанной с изменением характеристик трудовой среды54. Например, трудовое поведение работника характеризуется мотивационным ядром, включающим в себя три основные труппы мотивов: мотивы обеспечения, мотивы признания и мотивы престижа. Мотивы обеспечения связаны с оценкой совокупности материальных средств, необходимых для обеспечения благополучия работника и его семьи. Эти мотивы включают в себя материальную заинтересованность работника, его ориентацию tl8 заработок. Мотивы признания состоят в стремлении реализовать в труде, свои потенции. Мотивы престижа выражаются стремлении реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности. От особенностей ситуации, установки работника та или иная группа мотивов или даже отдельный мотив нередко оказывается ведущей. Мотивация труда начинает формироваться у человека до начала его профессиональной трудовой деятельности путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду, развиваются трудовые качества, т.е. приобретаются первоначальные трудовые Навыки. Характер усвоенных индивидом норм и ценностей придает смысл всей его дальнейшей трудовой деятельности, определяет его образ жизни. В профессиональную трудовую деятельность человек вступает с уже сформированным ценностным сознанием и знает, какие потребности, и интересы он хотел бы удовлетворить посредством труда. Реальная производственная среда заставляет работника
_______________________
54 См.: Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М., 1989. с. 144.
219
трансформировать свои ценностные ориентации. Практические требования обусловливают конкретную мотивацию, которая в отличие от ценностного сознания, определяющего смысл и перспективные цели трудовой деятельности, предопределяет в основном выбор путей и способов достижения этих целей. Изучение структуры потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов трудового поведения отдельных групп работников позволяет определить, во имя чего трудится человек, и разработать систему стимулов на основе внутренних побудителей трудовой активности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды в функции мотивов» з дисципліни «Економіка і соціологія праці»