ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка праці » Економіка і соціологія праці

Сущность мотивации труда
Реформы, осуществляемые сегодня в Республике Узбекистан, не могут быть эффективными без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной работников. Существовавшие ранее производственные отношения привели к деформации поведения людей в сфере производства. Позитивное поведение - рост своего благосостояния и социального статуса посредством повышения уровня знаний и профессионализма в работе часто оказывалось неэффективным, не давало желаемых результатов. В расчет редко принимались социальные последствия принимаемых решений. Между тем в любом обществе мотивация работников предопределяет состояние экономики и уровень благосостояния населения.
Трудовое поведение человека обуславливается взаимодействием внешних и внутренних побудительных сил. Внешние побудительные силы, являясь элементами трудовой ситуации, воздействуют на поведение работника в процессе труда. Внутренними побудительными силами являются потребности человека, его интересы, желания, стремления, ценностные ориентации, мотивы. Формирование внутренних побудительных сил, влияющих на трудовое поведение, составляет суть процесса мотивации трудовой деятельности.
Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями, которые являются глубинным источником мотивации трудового поведения. Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности или социальной группы, внутренний побудитель акгивности52 . Различают несколько подходов к классификации потребностей. Структура общественных потребностей по К. Марксу показана на схеме 14.
Н формирование общественных потребностей влияет множество разнообразных факторов - исторических, этнических, климатических, географических, экономических, социально-демографических. Основное же значение имеет уровень развития производительных сил, от которого зависит проявление новых способов производства и труда и который воздействует на развитие человека, предъявляя к нему определенные требования. Чем больше человек развивается, тем богаче и разнообразнее становятся его личные потребности.
Личные потребности людей подразделяются на физиологические и биологические (потребности в пище, еде, жилище), духовные

_______________________

52 См.: Советский энциклопедический словарь, с. 1059.

213

(потребности в знаниях, приобщении к науке, культуре, искусству), социальные, связанные со взаимоотношениями человека с другими членами общества и с его отношением к самому себе (потребности в общении, самоуважении, надежности, самовыражении, свободе, творчестве, уверенности в завтрашнем дне).

Схема 14
Структура общественных потребностей



В настоящее время самой распространенной является классификация потребностей по А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, притязаний и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения. Обычно эти группы потребностей изображают в виде пирамиды, чтобы показать их иерархию.
К. Альфред выделяет три группы потребностей: потребности существования (потребности в пище, воде, воздухе и т.д.), потребности связи, отражающие социальную природу человека (стремление быть членом семьи, коллектива и т.д.) и потребности роста (стремление к развитию уверенности, самовыражению). Альфред выстраивает эти потребности иерархически. Однако, если у А. Маслоу движение от потребности к потребности происходит только вверх, то у К. Альфреда движение идет в обе стороны. Движение вверх называется процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Следующей, довольно широко распространенной классификацией потребностей является структура потребностей Д. Мак Келланда. Он выделял три вида потребностей: соучастия, властвования и достижения. Потребности соучастия проявляются в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребности

214

властвования состоят в стремлении человека контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности достижения проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее. Мак Келланд в отличие от Маслоу и Альфреда не выстраивает выделенные им группы в иерархической последовательности.
Ф. Гербецерг выделил две группы факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на человека, вызывая у него удовлетворенность и неудовлетворенность. Первую группу Факторов обычно называют мотивирующими. К ней относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, продвижение, работа сама по себе и др. Во вторую группу входят внешние факторы, называемые обычно факторами "здоровья". Эти факторы рассматриваются экономистами как группа потребностей человека в устранении трудностей, проблем. Их отсутствие вызывает у человека чувство неудовлетворенности, но они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и не приводят к удовлетворенности. К факторам данной группы относятся: заработная плата, условия труда, режим работы и т.д.
Относительно мотивации трудового поведения особенность потребностей состоит в том, что они только тогда становятся внутренним побудителем и регулятором этого процесса, когда осознаются работниками. В этом случае потребности приобретают конкретную Форму - форму интереса. "Интересы - реальные причины действии, свершений, формирующиеся у индивидов и социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. В интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности тех или иных индивидов"53. В отличие от потребности, представляю щей собой как бы ответ на вопрос, что нужно, интерес отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы удовлетворить потребность. Содержанием интереса выступают предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворить те или иные потребности.
Различают личные, коллективные и общественные интересы. Но в жизни происходит постоянное пересечение этих видов интересов. Объективные интересы личности неотделимы от объективных интересов общества, ибо только в обществе человек может реализовать себя. Сочетание общественных и личных интересов не исключает существования особых коллективных интересов, но придает им гуманистическое содержание. В противном случае невозможны ни солидарность, ни взаимная ответственность людей.

_____________________

53 Краткий словарь по социологии. - М., 1990 с.95.

215

Причем интересы коллектива, группы не сводятся просто, к интересам их отдельных членов или даже к сумме их интересов, так как в процессе взаимодействия индивидов происходит выработка интересов коллектива как целого, отражающих не любые, а сходные черты объективного социального положения индивидов.
Структура интересов соответствует структуре потребностей. Любая из потребностей может породить многообразие интересов. Структура и направленность интересов различные социальных групп обусловливаются социально-экономическим положением этих групп.
Взаимодействие и столкновение интересов определяют ход событий социально-экономической жизни и социально-экономического развития общества.
Ценность в принципе можно определить как важность, значение чего-либо. Индивид занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ею среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то он будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, т.е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Другими словами, ценность - это значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества, определяемая не свойствами этих объектов самими по себе, а вовлеченностью объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
Среди человеческих ценностей можно выделить ценности материальные, духовные, социально-политические и др. Ценностями для человека являются прежде всего благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность, власть, уважение (статус, престиж, слава, репутация), моральные качества (доброта, великодушие, справедливость) и т.д.
Ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтении, выраженная в поведении. для одних людей главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее всего содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих - слава и т.д. Направленность личности на те или иные ценности характеризует ее ценностные ориентации, определяющие поведение. На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии. смене места работы, места жительства и т .д.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое потребности и интересы? Какие квалификации потребностей вы знаете?

216

2. Какую роль играют ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе? Каковы их ВИДЫ и как они формируются?
3. Трудовое поведение и мотивация труда.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность мотивации труда» з дисципліни «Економіка і соціологія праці»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Аудит товарів
Системи передачі даних
Формування звітних фінансових документів


Категорія: Економіка і соціологія праці | Додав: koljan (07.08.2012)
Переглядів: 1185 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП