Универсальный механизм привлечения «длинных» кредитных ресурсов
/Универсальным механизмом привлечения «длинных» кредитных ресурсов должны стать ипотечные ценные бумаги, законодательное регулирование которых до недавнего времени находилось в зачаточ ном состоянии. С их помощью банки получат возможность быстро возвращать вложенные в ипотечное кредитование средства, а покупа тели таких бумаг при ликвидации банка будут наделяться правами кредиторов. Совсем недавно Государственная Дума взялась за разре шение этой недоработки. В результате ударной работы парламента в конце прошлого года были приняты последние 17 законов из пакета нормативных актов о создании рынка доступного жилья в России (первые восемь приняты еще в середине года). Среди них и поправ ки к Федеральному закону «Об ипотечных ценных бумагах», сни мающие существовавшие ранее противоречия между некоторыми по ложениями этого Закона и другими нормативными актами. Тем самым уничтожено препятствие, мешавшее появлению первых ипо течных ценных бумаг в России. И хотя для того, чтобы механизм ипотечных облигаций заработал, необходимо принять еще целый ряд подзаконных актов, появление первых ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, уже не за горами. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию начало подготовку к дебютному выпуску ипотечных облигаций. Если все необходимые акты будут скоро при няты, агентство эмитирует первые бумаги уже в этом году. Развитие рынка ипотечных закладных в России позволит решить проблему, с которой рано или поздно столкнутся все занимающиеся выдачей кредитов на жилье банки, — нехватка средств на финанси рование ипотечных проектов. Преобразовав кредитные обязательства заемщиков в ценные бумаги, их можно будет продать сторонним ин весторам, выручив деньги на выдачу новых кредитов. Как считают специалисты, именно с момента развития рынка ипотечных облига ций в России может начаться настоящий ипотечный бум. Также сто ит в рамках данного исследования рассмотреть теорию о том, что, не смотря на ряд благоприятных законодательных инициатив, по сути ничего не изменится. И, как подчеркивают специалисты, развитие событий в соответствии с этим сценарием очень возможно. Законы-то приняты, но теперь мы стоим перед задачей их практической реали зации, любой самый мудрый закон можно легко похоронить, если на его пути останутся либо технические, либо бюрократические пре-ГЛАВА 6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 77 грады. Так, серьезно тормозит работу сотрудников банков, занимаю щихся ипотечным кредитованием, чрезвычайно сложная и запутан ная система регистрации прав собственности на недвижимое имуще ство. Документы необходимо подавать в целый ряд не связанных друг с другом организаций, нередко расположенных в разных насе ленных пунктах. Недавние попытки законодателя упростить эту про цедуру, конечно, заметны, но недостаточны. К тому же динамику развития ипотечного рынка могут серьезно корректировать «внешние силы», например инфляция 1 . Развитие событий по третьему сцена рию, — когда преобразования на ипотечном рынке все же будут происходить, хотя и не столь динамично и эффективно, как этого хотелось бы, — представляется наиболее реальным. Хотя поправки в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», снимающие препятствия к их выпуску, в России и приняты, для того, чтобы компании получили возможность эмитировать ипотечные облигации, необходимо принять еще ряд подзаконных актов. В частности, Феде ральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) должна разработать около десятка документов, которые бы регламентирова ли правила торговли ипотечными бумагами на фондовой бирже. Кро ме того, необходимо обеспечить возможность повышения кредитного качества ипотечных облигаций в соответствии с общепринятой меж дународной практикой, для чего также нужны изменения в законода тельстве. В качестве примера можно привести отсутствие у нас в стране специальных обеспечительных счетов, которые дают инвестору уверенность в том, что деньги, поступающие по ипотечным кредитам, дойдут до него, а не затеряются где-нибудь в закоулках финансовых цепочек. Чтобы позитивный механизм действия рынка ипотечных облигаций заработал, необходимо дать возможность институциональ ным инвесторам, прежде всего пенсионным фондам и страховым компаниям, вложить средства в эти бумаги. В целом инвесторами, заинтересованными в приобретении ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, являются пенсионные фонды, страховые компании, банки, инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды. Причем первые две группы являются наиболее привлекательными для рынка ипотечных ценных бумаг. По оценкам Всемирного банка, одни толь ко пенсионные фонды могут инвестировать в ипотечные ценные бу маги около 120 млрд. рублей в течение ближайших пяти лет. Однако пока полноценного механизма, который позволил бы им это сделать, не существует.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Универсальный механизм привлечения «длинных» кредитных ресурсов» з дисципліни «Іпотека. Кредит. Коментар житлового законодавства»