Учет размеров земель, находящихся в собственности иностранных лиц
Особые требования для иностранцев о регистрации или уведомлении об опе- рациях с землей могут рассматриваться как форма ограничений конфиденциаль- ности. Более того, наличие у правительства информации о размерах иностран- ной собственности на землю, способствует регулированию использования земель. В качестве примера может служить канадская провинция Онтарио, где приобре- тающие сельскохозяйственные угодья иностранцы обязаны предоставлять осо- бую отчетность. Возможно, самым лучшим примером являются США, где была внедрена все- сторонняя система отчетности для обеспечения надежности и достоверности тре- буемой информации. Конгресс США принял в 1970 г. законодательство, требую- щее уведомления иностранцами о сделках по приобретению земли. Все граждане США, совершающие сделки с землей, в которых другой стороной является инос- транное лицо, должны предоставить информацию по специальной форме, если не уверены, что зарубежный инвестор должным образом уведомил власти о сделке. В 1995 году иностранцы владели 15,1 млн. акров сельскохозяйственных угодий в США, а штат Мэн имел больше иностранной собственности, чем какой либо другой штат. Вместе с тем, опасения, что иностранная собственность на землю представляет серьезную угрозу для национального благосостояния США, весьма сомнительны. Статистика показывает, что прямые зарубежные инвестиции в сель- скохозяйственные земли США составляют менее 1 % всех сельскохозяйственных земель, находящихся в частной собственности и менее 0,5% всех земель в США. Другие государства требуют направлять уведомление до заключения сделки. Например, в Японии иностранцы обязаны до совершения сделок сообщить о приобретении земли или связанных с этим прав. При чрезвычайных обстоятель- ствах власти обладают полномочиями по применению в отношении данной сделки особой процедуры одобрения. t , 496 Глава 4. В Эстонии Закон о собственности (от 15 февраля 1995 года) устанавливает, что приобретение земли зарубежными юридическими и физическими лицами мо- жет быть законодательно ограничено исходя из общественных интересов. Эти ограничения были сформулированы в Законе о земельной реформе Республики Эстонии (от 30 апреля 1996 года), в котором установлено, что иностранные фи- зические или юридические лица не вправе приобретать землю на аукционах. В Венгрии в соответствии с Законом о земле (1994 года) иностранные лица могут приобретать землю, за исключением земли сельскохозяйственного назначения, с разрешения Министерства финансов и в соответствии с установленными кри- териями, хотя для постоянно проживающего иностранца с идентификационной карточкой Венгрии такого разрешения не требуется. Покупка земли иностран- цами ограничена 6000 кв. м., в аренду может быть предоставлено до 300 га на срок до 10 лет. Венгерская компания с иностранным участием может иметь зем- лю в собственности при условии получения соответствующего разрешения от Министерства финансов. Для заключения договора на аренду земли разрешения не требуется. Закон о земле запрещает покупку сельскохозяйственной земли ино- странцами из-за опасения, что аграрный сектор попадет под контроль иностран- цев. Усилия по либерализации ограничений в отношении собственности на па- хотные земли, пока не увенчались успехом. Ограничения могут быть установлены в отношении общей доли земли, нахо- дящейся в собственности иностранцев (обычно выраженной в процентном от- ношении), или максимального размера участка, находящегося в собственности отдельного иностранного лица. В частности, в 1994 году, когда Латвия приняла закон о земельной собственности, разрешающий иметь землю в собственности юридических лиц и иностранцев, предполагалось, что будет также введено тре- бование о принадлежности не менее 50% сельских земель латвийцам. Вышеупо- мянутые ограничения действуют в приграничной зоне Испании в соответствии с которыми иностранные лица (за исключением из стран ЕС) могут владеть не бо- лее 15% земли. Другим видом ограничений является количество земли, которой могут владеть иностранное лицо. Ограничения могут быть установлены на размер земли, для получения которой не нужно получать предварительного разрешения, как в Три- нидаде. Подобные ограничения могут действовать как в отношении всех видов земель, так и распространяться на определенные зоны (в Новой Зеландии). В слу- чаях, когда иностранная собственность не запрещена в целом по стране, или ее в конкретных секторах, требование о получении предварительного разрешения является распространенным методом ограничения и регулирования земельного оборота в отношении иностранцев. Подобный подход часто используют страны, которые намереваются препятствовать совершению сделок с землей иностран- цами, но стремятся завуалировать свои намерения. Как правило, информация о числе положительно рассмотренных заявлений иностранцев о совершении опе- раций с землей, минимальна. ' <1» .; ; М 435 | I, I Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений _ Глава 4. В 1998 году вступил в силу конституционный закон, разрешающий лицам из стран ЕС и ОЭСР, отвечающих критериям Европейской и Трансатлантической интеграции, приобретать в собственность несельскохозяйственные земли. В Польше зарубежные физические лица или компании, зарегистрированные за рубежом или контролируемые иностранцами, могут покупать землю в зависимо- сти от местоположения земельного участка, при получении разрешения Мини- стерства внутренних дел и согласования с Министерствами обороны и сельского хозяйства. Заявители должны подтвердить свои связи с Польшей (неофициаль- ное требование), иметь лицензию на ведение соответствующей деятельности в Польше, приобретение земли должно быть обосновано фактическими потреб- ностями. В соответствии с более либеральным режимом, вступившим в действие с 1996 года, иностранные физические и юридические лица могут приобрести в собственность сельскохозяйственные земли в пределах до 1 га без разрешения. Эти положения действуют независимо от специального режима, предусмотрен- ного для компаний ЕС. В Бразилии существуют ограничения на количество сельских земель, которые могут иметь в собственности иностранные физические лица, постоянно прожи- вающие в Бразилии (тем, кто постоянно не проживают, запрещено приобретать сельские земли в собственность). Максимальный размер земли, находящейся в собственности иностранного физического лица не может превышать 50 моду- лей, который определяется для каждого района Министерством сельского хозяй- ства и земельной реформы (одного или нескольких участков), и приобретение от 3 до 50 модулей требует предварительного разрешения правительства. Подобные ограничения также распространяются на землю, арендованную иностранцами. Более того, общая доля сельских земель, находящихся в собственности иност- ранных физических или юридических лиц не может превышать 25% общей зе- мельной площади каждого муниципалитета, а физические лица одной националь- ности не вправе владеть более 10 процентами земельной площади (для предотв- ратить создание иностранных анклавов). Полный запрет Сравнительно немного стран имеют полный запрет для иностранцев по осу- ществлению операций с землей (Вьетнам, Эфиопия и ряд других). В Конститу- ции Эфиопии записано, что все городские и сельские земли, а также природные ресурсы не подлежат продаже или обмену. В Китае иностранцы имеют право на использование земли. В Замбии полномочия в отношении всей земли принадле- жат Президенту, действующему от имени народа, и никто не может приобрести землю за исключением четко определенных случаев и на срок до 100 лет. Подоб- ное положение, довольно типичное для Африки, само по себе не мешает иност- ранцам приобретать права на землю, как и любому гражданину данной страны. Подобные права могут на практике быть равносильны правам собственности, хотя юридически большими правами наделен Президент (или государство). Еще мень- ше стран используют прямой запрет на аренду земли иностранцами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет размеров земель, находящихся в собственности иностранных лиц» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»