Законодательство различных стран по-разному определяет иностранный ста- тус юридических лиц и, соответственно, меры регулирования операций с землей. Например, в соответствии с законодательством Исландии, все партнеры должны быть гражданами этой страны, в противном случае партнерство считается инос- транным. Аналогичным образом, в Швеции и Норвегии наличие одного зару- бежного партнера является достаточным, чтобы объявить партнерство иностран- ным юридическим лицом. В некоторых странах разрешают проводить сделки по покупке земли иност- ранным юридическим лицам, запрещая аналогичные операции для иностранных физических лиц. В Южной Корее зарубежным компаниям разрешено приобре- тать землю в собственность, необходимую для их деятельности, при условии по- лучения разрешения от Экономического планового управления. Для компаний же, где зарубежный капитал превышает 50%, предусмотрена иная процедура по- лучения разрешения на покупку земли — необходимо обращаться в Министер- ство внутренних дел. В феврале 1997 года в Румынии был принят закон, впервые разрешающий зарубежным компаниям, но не зарубежным физическим лицам, приобретать землю. Аналогичным образом, законодательство Болгарии вводит ограничения в отношении иностранных граждан, но снимает ограничения в от- ношении болгарских юридических лиц с иностранным участием. В целях иден- тификации национальной принадлежности компаний странами применяются ряд тестов, из которых самый простой — местоположение штаб-квартиры и опреде- ление законодательства, в рамках которого она действует. Например, законода- тельство Бермудских островов запрещает сделки по покупке земли компаниям, 496 497 Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений _ зарегистрированным за рубежом. Но, аналогичные операции разрешены для юри- дических лиц, зарегистрированных на Бермудских островах, при условии, что ино- странный капитал в них не превышает 40%. Более сложные процедуры применяют в отношении иностранной собственно- сти на землю, что обусловлено опасениями экономического доминирования ино- странного капитала, особенно транснациональных корпораций. Ограничения в отношении сделок с землей, привязанные только к зарубежной регистрации, оче- видно, не могут распространяться на местные филиалы транснациональных кор- пораций или других видов юридических лиц, контролируемых иностранцами. Одна из трудностей, с которой сталкиваются законодатели, — определить, на ка- кой стадии национальная компания должна рассматриваться как контролируе- мая иностранцами и, на которую, соответственно, распространяются ограниче- ния по операциям с землей. Законодательство многих стран просто требует опре- делить долю иностранного капитала и прав голоса. В Доминиканской Республи- ке компания считается контролируемой иностранцами, если им принадлежит 51 % акций, аналогичный режим действует и в Никарагуа. До присоединения к ЕС в Финляндии с начала 1990 годов действовало пере- ходное законодательство, предусматривающее, что зарубежные юридические лица и финские юридические лица, контролируемые иностранцами (где контроль оз- начал не менее 50% голосов), подпадают под ограничения, связанные с земель- ным оборотом. В Омане компаниям, имеющим до 49% зарубежной собственнос- ти, разрешено приобретать землю, и данная мера в большей степени способствует привлечению зарубежных инвестиций, а не укрупнению зарубежной собственнос- ти. Мальтийский акт 1974 года в отношении недвижимости устанавливает, что маль- тийская компания, 25% которой принадлежат нерезидентам, или она в какой-либо степени контролируется нерезидентами (физическими или юридическими лица- ми), также подпадает под ограничения на приобретение земли на Мальте. Некоторые государства устанавливают более жесткие требования. Например, законодательство Исландии предусматривает, что для получения статуса нацио- нальной компании во избежании обременительных ограничений в отношении операций с землей, компания должна быть зарегистрирована и постоянно функ- ционировать в Исландии. Помимо этого, все ее руководители должны быть граж- данами Исландии и исландцам должно принадлежать 80% акций и контроль при голосовании на собраниях акционеров. От этих условий компанию может осво- бодить соответствующее министерство, но этого не требуется, если аренда земли может быть прекращена с уведомлением в течение года. Почти такой же жесткий режим существует и в Норвегии: ограничения на сделки с землей для иностран- цев не применяют, при условии, что компания зарегистрирована в Норвегии, имеет Совет директоров, состоящий полностью из граждан Норвегии, а также капитал, принадлежащий как минимум на 2/3 норвежцам. Закон США о предоставлении информации о зарубежных инвестициях в сель- ское хозяйство 1976 года требует, чтобы иностранцы регистрировали любые сделки Глава 4. с сельскохозяйственными угодьями свыше 10 акров в течение 90 дней. Вышеупо- мянутый закон определяет иностранное лицо как юридическое лицо, которое создано или организовано в США и в котором, помимо всего прочего, любое иностранное лицо или группа лиц владеет более 10% капитала. В Ирландии фактический контроль над компанией является решающим фак- тором при определении иностранного доминирования. Закон о земле 1965 года, который регулирует операции с сельскохозяйственными землями, предусматри- вает, что лицо будет считаться контролирующим компанию, если эти полномо- чия подтверждает устав, и компания действует в соответствии с пожеланиями д а н н о ю лица. Если данное лицо является иностранцем-нерезидентом, то на дан- ную компанию распространяются соответствующие ограничения в отношении сделок с сельскохозяйственными угодьями. Законодательство Швейцарии также предусматривает ш и р о к и й подход к данному вопросу. Разрешение на осуществление сделок по приобретению зем- ли требуется не только для компаний, имеющих юридический адрес за рубе- жом, но также для швейцарских компаний, контролируемых нерезидентами. В целях определения степени иностранного доминирования закон предусмат- ривает проведение соответствующей процедуры. Если выявляют, что треть акцией принадлежит нерезидентам, в руководстве преобладают иностранцы или компания в значительной степени финансируется за счет зарубежной по- мощи, на данное юридическое лицо распространяются ограничения в отно- шении операций с землей. Некоторые страны, в принципе запрещающие сделки с землей для иностран- цев, разрешают приобретать землю в собственность совместным предприяти- ям с участием иностранного капитала. Примером может служить Латвия, где в декабре 1994 года Парламент одобрил поправку к земельному законодательству, разрешив покупку земли совместными предприятиями с иностранным участи- ем, при условии, что латвийским гражданам принадлежит большинство акций, а иностранные лица представляют страны, с которыми Латвия заключила со- глашения о защите зарубежных инвестиций. При этом сделки с землей должны быть зарегистрированы латвийскими властями. Индонезия запрещает сделки по покупке земли даже для совместных предприятий, хотя они вправе арендо- вать землю. С 1980 года зарубежным инвестиционным компаниям запрещено покупать сельскохозяйственные угодья. Подобное право предоставлено только местному партнеру совместного предприятия, который может сдать в аренду, но не продать землю совместному предприятию — зарубежной инвестицион- ной компании. В Словакии в соответствии с законом об иностранной валюте только словац- кие юридические лица могут иметь землю в собственности, хотя зарубежные фи- зические или юридические лица могут владеть недвижимостью посредством со- здания юридически зарегистрированной словацкой компании. В Словении Кон- ституция первоначально предусматривала, что иностранные лица не вправе 496 497 Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений _ Глава 4. приобретать права на земельную собственность (за исключением наследования) или когда аналогичный режим в отношении собственности предоставляется на взаимной основе соответствующей страной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Иностранные юридические лица» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»