Регулирование любого рынка осуществляют с целью создания условий для ци- вилизованного развития отношений между его субъектами в процессе реализа- ции их намерений по проведению сделок при обеспечении интересов общества и государства. При этом регулирование происходит в виде саморегулирования на основе добропорядочности, легитимности и добросовестной конкуренции и го- сударственного регулирования, в функции которого входят те меры влияния на рынок, которые необходимо дополняют саморегулирование. В целом система регулирования земельных отношений и организации исполь- зования земельных ресурсов может быть представлена в виде, показанном на рис. 10. При этом, несомненно, центральное мест в ней, во многом определяющее успешность развития цивилизованного земельного рынка, занимают структуры государственного регулирования. На первых этапах перехода к рынку словосочетание «государственное регули- рование» во многих властных структура и в среде радикальных экономистов-ры- ночников считали вообще чуждым для рыночной экономики и любые предложе- ния на этот счет отвергали. Уход государства из сферы регулирования оборота земель оказал весьма негативные последствия, которые были отмечены выше. Однако не следует впадать в крайности и слишком преувеличивать роль государ- ства в процессе становления земельного рынка. Она должна заключаться в реа- лизации только тех мер, которые без участия государства не могут быть реализо- ваны, и только по тем направлениям, которые обеспечивают баланс интересов и легитимность рыночных операций. Регулирующее влияние государства может быть прямым и непосредственным, в частности, через принятие и реализацию законодательных и иных нормативных актов, косвенное - через оказание консультационных и информационных услуг, стимулирующее - через реализацию определенных преференций участникам рынка и др. Все эти формы влияния реализуются в системе функций государственного регулирования земельного рынка. Эта система сформирована с учетом особеннос- тей земли как товара, которые заключаются в том, что земля является: • ограниченным природным ресурсом, объектом недвижимости и главное - основным средством производства в сельском хозяйстве; • особым товаром, весьма привлекательным для вложений и востребованным как финансовый актив с целью обеспечения, особенно в условиях недоста- точно развитых финансовых рынков. Свойство земли сохранять реальную сто- имость в условиях нестабильной экономики очень часто делают ее желаемым активом для лиц, не имеющих ни намерений, ни навыков обработки земли; • неоднородным товаром, рыночные цены на который обычно отражают не только его стоимость, определяемую по плодородию, но и местоположение и вложенные инвестиции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»