ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА
Новое земельное законодательство открыло широкие возможности для разви- тия в нашей стране цивилизованного земельного рынка как сферы товарного обращения земельных активов и земельно-финансовых инструментов. Хотя оп- ределенные виды сделок с земельными участками начали проводить уже в начале 90-х годов прошлого века, говорить о полноценном рынке земель пока не прихо- дится, поскольку он по-прежнему находится в стадии формирования, причем идет этот процесс чрезвычайно медленно и связан с множеством деформаций. Функ- ционирование земельного рынка определяется наличием и состоянием ряда ос- новных элементов, совокупность которых можно представить следующим обра- зом (рис. 1). Рисунок!. Основные элементы земельного рынка 194 Глава 1 В настоящее время каждый из приведенных на схеме элементов в определен- ной степени сформирован, однако требует дальнейшего совершенствования. В законодательстве имеется множество пробелов, которые тормозят развитие рынка. В частности, практически отсутствует законодательство, регулирующее земель- ную ипотеку, связанную с залогом земель сельскохозяйственного назначения и с эмиссией ценных бумаг, обеспеченных земельными активами. Нет четкой зако- нодательной базы, которая определяет порядок разграничения земель, находя- щихся в различных формах государственной и муниципальной собственности, в большинстве субъектов РФ до сих пор не приняты законы, регулирующие зе- мельные отношения в части прерогатив, отнесенных к их ведению. Важнейшим элементом рынка являются объекты земельного рынка, под кото- рыми понимают земельные активы и земельные финансовые инструменты. В свою очередь, земельными активами являются объекты недвижимости в виде земель- ных участков и земельно-имущественных комплексов (единые объекты недви- жимости), а также имущественные права на них. Следует отметить, что земель- ный участок становится объектом рынка только тогда, когда определены его гра- ницы, размеры и местоположение и должным образом установлены права на него соответствующего субъекта рынка. Сведения о местоположении и границах зе- мельного участка должны быть с достаточной полнотой и точностью обозначены на местности и на планово-картографических материалах и отражены в докумен- тах Государственного земельного кадастра. Следует отметить, что для земель раз- личных категорий существует определенный перечень показателей, характери- зующих земельный участок, и уровень точности получения и отражения инфор- мации. К сожалению, до настоящего времени лишь незначительная доля земель- ных участков поставлена на кадастровый учет и зарегистрирована. Из-за отсут- ствия необходимой нормативной базы, определяющей содержание и порядок согласования и утверждение земельно-кадастровой документации, этот процесс идет весьма медленно, особенно в сфере сельскохозяйственного производства. Земельные финансовые инструменты - это рыночные продукты финансового характера, основанные на правах на землю или в той или иной степени связан- ные с земельными активами. К ним, прежде всего, относятся различные ценные бумаги - закладные, векселя, облигации и другие документы, выпуск (эмиссия) которых обеспечивается земельными активами. К сожалению, эта сфера земель- ного рынка в России пока еще находится в зачаточном состоянии, в основном, из-за отсутствия нормативной базы, прежде всего законодательной. Между тем, цивилизованный и эффективный земельный рынок без этой составляющей не будет сформирован. Неотъемлемым элементом земельного рынка являются его субъекты - граж- дане и юридические лица, в том числе представляющие государственные и муни- ципальные образования, которые участвуют в процессе функционирования зе- мельного рынка. Прежде всего, это лица, являющиеся сторонами сделок с объек- тами земельного рынка. Субъект рынка становится таковым лишь при наличии 14* 195 / / / 1 Раздел IV. Элементы, формы и механизмы регулирования земельного рынка у него определенных законодательством Российской Федерации прав по распо- ряжению земельными активами и земельными финансовыми инструментами. Субъектами земельного рынка являются: собственники земельных участков, арен- даторы, владельцы земельных долей, пользователи земельных участков, залого- держатели (в ипотечных операциях), наследники (в операциях наследования), другие участники сделок с объектами земельного рынка. Земельный рынок не может функционировать без необходимой инфраструк- туры, под которой понимают систему учреждений и организаций (регистраци- онных, нотариальных, землеустроительных, информационно-консалтинговых, посреднических, девелоперских, кредитных, страховых и др.), обеспечивающих свободное движение на рынке земельных активов, земельных финансовых инст- рументов, денежных средств и сопутствующих услуг. Противники земельного рынка в дискуссиях непременно указывали на отсутствие инфраструктуры в Рос- сии как на одну из главных причин отторжения земельного рынка. Такая пози- ция нелепа по сути, потому что без законодательного определения возможностей движения земельных участков не будут созданы необходимые условия для воз- никновения этого института. Логично полагать, что принятие нового земельного законодательства простимулирует развитие всех элементов инфраструктуры, но, к сожалению, пока этого не произошло, хотя процесс ее формирования медлен- но, но все-таки идет. Земельный рынок может существовать в упрощенной форме, то есть когда со- вершаются только простые сделки (купля-продажа, мена, дарение, наследова- ние, аренда). При этом даже простой рынок требует наличия определенных сер- висных функций - информационных, оценочных, торговых, расчетных, нота- риальных, регистрационных и др. Инфраструктура сложного рынка помимо вы- шеуказанных должна выполнять еще целый ряд функций: залоговые операции, секъюритизация земельных активов (возникновение ценных бумаг, обеспечен- ных земельными активами), первичное и вторичное обращение ценных бумаг, имущественное страхование и страхование финансовых рисков в сделках с зе- мельными финансовыми инструментами, торговые операции, осуществляемые в порядке взыскания на предмет залога и др. На сложном рынке существенно расширяется состав и содержание расчетных, регистрационных и информаци- онных функций. На сложном (земельно-ипотечном) рынке должны действовать следующие ос- новные участники. 1) Заемщики - физические лица, граждане Российской Федерации и иност- ранные граждане, юридические лица (организации и предприятия), заключив- шие кредитные договоры с банками (кредитными организациями) или договоры займа с юридическими лицами (некредитными организациями), по условиям которых полученные в виде кредита средства используют для приобретения зе- мельных активов, а в качестве обеспечения исполнения обязательств по догово- рам служит залог приобретаемого актива (ипотека)._ 196 Глава 1 2) Продавцы земельных активов - физические и юридические лица, продаю- щие земельные активы, находящиеся в их собственности, или принадлежащие другим физическим и юридическим лицам — по их поручению. I 3) Кредиторы - банки (кредитные организации) и иные юридические лица, V предоставляющие заемщикам в установленном законом порядке ипотечные кре- диты (займы). Основными функциями кредитора являются: предоставление ипо- течного кредита на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями и условиями кредитования, оформле- ние кредитного договора (договора займа) и договора об ипотеке, обслуживание выданных ипотечных кредитов. По договору об ипотеке кредитор становится за- логодержателем, что дает ему возможность в случае неисполнения заемщиком обязательств по кредитному договору получить удовлетворение своих денежных требований к должнику из стоимости заложенного земельного актива преиму- щественно перед другими кредиторами залогодателя. 4) Операторы вторичного рынка ипотечных кредитов(земельно-ипотечные аген- ! тства, земельно-инвестиционные фонды и т.п.) - специализированные организа- ции, осуществляющие рефинансирование кредиторов, выдающих ипотечные кре- диты. К основным функциям операторов вторичного рынка относятся: рефинан- сирование кредиторов на основе установленных стандартов и требований, предъяв- ляемых к процедурам земельно-ипотечного кредитования; выпуск эмиссионных , ипотечных ценных бумаг; привлечение средств институциональных, портфельных и частных инвесторов в сферу ипотечного кредитования; оказание кредиторам со- действия во внедрении рациональной практики проведения операций ипотечного 1 кредитования и в разработке таких типов земельно-ипотечных кредитов, которые более доступны для заемщиков и менее рискованны для кредиторов. 5) Органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде- лок с ним, основными функциями которых являются: регистрация прав на зе- мельные участки, сделок купли-продажи земельных активов, оформление пере- хода прав собственности к новому собственнику, регистрация договоров ипоте- ки и договоров аренды земельных участков, хранение и предоставление всем уча- стникам рынка информации по правам собственности и обременению залогом земельных активов. I 6) Страховщики — имеющие соответствующие лицензии страховые компании, которые осуществляют имущественное страхование (заложенных земельных ак- тивов), личное страхование заемщиков, страхование гражданско-правовой от- ветственности участников ипотечного рынка и страхование финансовых рисков при проведении сделок с земельными финансовыми инструментами. 7) Оценщики - юридические и физические лица, имеющие право на профес- сиональную оценку земельных участков, являющихся предметом залога при зе- мельно-ипотечном кредитовании. 8) Риэлторские фирмы - юридические лица, получившие лицензии как про- фессиональные посредники на рынке земельных активов. К функциям риэлторов . • • - . . . . • • ' . 197 Раздел IV. Элементы, формы и механизмы регулирования земельного рынка относятся: подбор вариантов купли-продажи (мены, аренды и т.п.) для заемщи- ков и продавцов, помощь в заключении сделок, организация продажи земельных активов по поручению других участников рынка, участие в организации проведе- ния торгов по реализации предметов залога, на которое обращено взыскание. 9) Инвесторы — юридические и физические лица, приобретающие ценные бу- маги, обеспеченные ипотечными кредитами или операторами вторичного рын- ка. К их числу относятся: земельно-инвестиционные банки, земельно-ипотеч- ные агентства, земельно-инвестиционные фонды, страховые компании, пенси- онные фонды и др. 10) Инфраструктурные звенья системы ипотечного кредитования — нотариат, паспортные службы, органы опеки и попечительства, юридические консульта- ции и т.д., обеспечивающие необходимое юридическое сопровождение сделок с земельными активами. Ипотеку, то есть залог недвижимости (в первую очередь земли), следует рас- сматривать как важнейший составной элемент ее рыночного оборота и эф- фективный инструмент ускорения капитализации земли и иной недвижимос- ти. Главные цели земельной ипотеки заключаются в развитии системы долго- срочного кредитования и в значительном увеличении инвестиций в реальный сектор экономики. Как инструмент капитализации земли ипотека призвана резко повысить ее инвестиционный потенциал и инвестиционную привлека- тельность. Одновременно развитие на ее основе рынка долгосрочных ипотеч- ных ценных бумаг будет содействовать так необходимому экономике превра- щению составляющих сегодня основу кредитных ресурсов в банковской сис- теме «коротких» денег в «длинные», которые являются главным инвестици- онным ресурсом страны. По своей природе ипотека и предоставляемые на ее основе банковские ссуды, частные займы и кредиты носят долгосрочный характер. В развитых странах ипо- течные кредиты выдают на сроки до 30 лет, а эмитируемые на основе пулов зак- ладных ипотечные ценные бумаги имеют столь же длительные сроки погашения. Однако, это возможно лишь при низких процентных ставках и очень умеренных темпах инфляции. В последние годы в экономике России происходят достаточно позитивные процессы, создающие возможность развития ипотеки, хотя до на- стоящего времени ее инструменты используют только в сфере жилищного стро- ительства и не применяют в других отраслях экономики. Кроме необходимых макроэкономических условий возможности ипотеки оп- ределяют законодательство и нормативная правовая база, степень развитости инфраструктуры земельного рынка, психологическая и профессиональная готов- ность субъектов земельного рынка. Все эти составляющие в нашей стране пока находятся на весьма низком уровне. Прежде всего речь идет о недостаточном правовом обеспечении земельной ипотеки. До настоящего времени не отменен запрет на залог земель сельскохозяйственного назначения, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ориентирован в большей мере на жилищную 198 Глава 2 ипотеку и не учитывает особенности ипотечных процедур с земельными участ- ками, не принят закон об ипотечных ценных бумагах. Тем не менее, необходи- мость развития земельной ипотеки становится все более очевидной, и в этой сфере ведутся серьезные научные исследования и законопроектные работы. Основной проблемой развития земельно-ипотечного рынка является рефинан- сирование кредитных организаций, поскольку долгосрочное кредитование на основе залога земель требует привлечения на длительный период значительных финансовых средств, что возможно лишь на основе эмиссии и обращения ипо- течных ценных бумаг. Существует несколько методологических подходов к ре- шению этой задачи, наиболее приемлемыми из которых в условиях России, по нашему мнению, являются предложения профессора Кузнецова В.Н., суть кото- рых заключается в создании системы, представленной на рис. 2. Прежде чем рассмотреть вопросы организации земельно-ипотечного рынка, приведем его основные понятия. Закладная - неэмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право денежного требования по договору, исполнение обязательства по которому обеспечено зе- мельной ипотекой, а также право на удовлетворение этого требования из сто- имости заложенного земельного актива. Закладная возникает из договора о зало- ге (договора ипотеки), который в свою очередь заключается в обеспечение ис- полнения денежного обязательства, возникающего из кредитного или общеграж- данского договора (договора займа, договора купли-продажи в кредит и др.). Эмиссионные ипотечные ценные бумаги — земельные закладные листы и земель- ные ипотечные облигации, исполнение денежных обязательств по которым осу- ществляется либо обеспечивается за счет уплаты должниками по кредитным до- говорам или иным обеспеченным закладными общегражданским договорам ос- новной суммы долга и причитающихся залогодержателю процентов. Земельный закладной лист - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации определенной номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости в предусмот- ренный срок. Выпуск земельных закладных листов разрешается только после формирования ипотечного покрытия в виде пула земельных закладных, находя- щихся в распоряжение эмитента. Ипотечное покрытие - совокупность активов в виде земельных закладных и (или) прав денежного требования по кредитным и иным общегражданским дого- ворам, исполнение обязательств по которым обеспечено земельной ипотекой. Пул земельных закладных - совокупность активов в виде земельных закладных, идентичных по характеру, срокам и доходности, объединенных в один пакет и являющихся основой для выпуска эмиссионных ипотечных ценных бумаг. Земельная ипотечная облигация - эмиссионная именная ценная бумага, зак- репляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации определен- ной номинальной стоимости и зафиксированного процента от этой стоимости в предусмотренный срок. Земельно-ипотечные облигации выпускают исключительно 199 Раздел IV. Элементы, формы и механизмы регулирования земельного рынка для приобретения земельных закладных, а также прав денежного требования, вытекающих из кредитных и иных договоров. Они не могут закреплять за ее дер- жателями прав на получение от эмитента облигаций иного имущественного эк- вивалента Транш — часть ценных бумаг данного выпуска, которую размешают в рамках данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг дан- ного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение тран- шей одного выпуска проводят на основании документов, регламентирующих раз- мещение данного выпуска в соответствии с законодательством. Секьюритизация — выпуск ценных бумаг на основе других активов (прав требо- вания по ипотечным кредитам). Ипотечные банки — банки, обладающие правом осуществления ипотечных опера- ций и выдающие ипотечные кредиты с обеспечением в виде земельных закладных. Земельное ипотечное агентство — специализированная небанковская кредит- ная организация, осуществляющая исключительную деятельность по скупке зе- мельных закладных и (или) прав денежного требования по кредитным и иным общегражданским договорам, исполнение обязательств по которым обеспечено земельной ипотекой, и по выпуску эмиссионных ипотечных ценных бумаг, обес- печенных скупленными земельными закладными и (или) правами денежного требования. Руководствуясь приведенным выше понятийным аппаратом, рассмотрим в упрощенном виде организацию земельно-ипотечного рынка в соответствии со схемами, приведенными на рис. 2 и 3. Используя собственные или привлеченные денежные средства, ипотечные бан- ки после предварительной оценки чистоты прав на представляемые в залог зе- мельные участки и оценки их рыночной стоимости заключают с залогодателями обеспеченные ипотекой кредитные договора и оформляют закладные или фик- сируют права требования для передачи их в в земельно-ипотечное агентство либо выпускают закладные листы. Закладные листы реализуют напрямую и пополня- ют ресурсную базу ипотечного банка. Саккумулированные в земельно-ипотеч- ном агентстве закладные или права требования позволяют проводить эмиссию ипотечных облигаций, которые реализуют инвестиционным фондам, страховым компаниям или другим инвесторам фондового рынка. Средства от реализации за вычетом издержек выплачивают ипотечным банкам или другим кредиторам для выполнения ресурсной базы и осуществления новых ипотечных циклов. Приве- денная технология вполне реальна, но для ее внедрения необходимо законода- тельно определить права банков на проведение земельно-ипотечных операций и стимулировать создание земельно-ипотечных агентств, которых пока в стране не существует. Наиболее приемлемой формой земельно-ипотечного агентства могут стать небанковские кредитные организации (НКО). В настоящее время действую- щими законами и нормативными актами Центрального банка России (ЦБ РФ) 200 Глава 1 / ФОНДОВЫЙ Р Ы Н О К \ Инвестиционные фонды т т т г т т т б л Вложение средств в ипотечные облнгаи L.I 1-1. 1 ^ Л Идотечные С — о б л и г а ц и и Jt Страховые организации г • m + t m- 1шпуск ипотечных облигации m m * Вложениесдедств в закладные листы Закладные листы t t m + m t " Выпуск закладных листов — 1 1 1 1 1 1 1 1 1-•-*• НКО (ЗИА) п f f * Передача закладных L J = J - Кредиторы по обязательству, обеспеченному ипотекои т Должники по обязательству, обеспеченному ипотекой Т Должники по кредитному договору, обеспеченному ипотекой Рисунок 2. Схема обращения ипотечных ценных бумаг и долговых обязательств 13 Зак. 102 201 Л А А Раздел IV. Элементы, формы и механизмы регулирования земельного рынка консолидация залог кредит поолажа *УМ ^ С Ф | страхование титула Поступления 3 } "8 У я TD выставления ) на продажу инвестиции выставления - на продажу 1. Залогодатель (заемщик) 2. Банк 1 3. Профессиональный оценщик 4. Страховая компания 5А. Земельно-кадастровая палата 1 5Б. Регистрационная палата 6. Ипотечное агентство (эмиссионный центр) 7. Земельная биржа или аукцион ' \ 8. Девелоперская компания 9. Торговая система. Приобретатели ипотечных ценных бумаг ' 10. Новый собственник земельного участка Рисунок 3. Упрощенная схема организации ипотеки земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено функционирование двух типов НКО — расчетно-клиринговых и инкассаторских. Особенности их создания и деятельности регулируются Поло- жением ЦБ РФ «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам и организации инкассации» (от 8.09.1997 № 516) Было бы целесообразно выпустить аналогич- ное положение, устанавливающее нормы регулирования деятельности третьего типа НКО, осуществляющих операции, которые связанные с рефинансировани- ем ипотечного кредитования и обращением ипотечных прав. Необходимо также реализовать комплекс мер по снижению рисков, связан- ных с осуществлением сделок с земельными активами на основе ипотеки. В этой сфере имеется пять групп рисков: макроэкономические, валютные, коммерчес- кие, организационно-правовые и психологические. Для каждой из них необхо- димо предусмотреть механизмы хеджирования. Ипотечную операцию инициирует владелец земельного участка, обращаясь в банк, который обладает правом ведения ипотечных операций. Банк проводит 202 Глава ] оценку рыночной стоимости земельного участка своими силами или с привлече- нием профессиональных оценщиков, запрашивает и получает из земельно-кадас- тровой и регистрационной палат информацию о предоставляемом в залог земель- ном участке, правах на него и сервитутах, и при надлежащих условиях оформляет залог и кредитный договор. При необходимости осуществляют страхование титула. Для привлечения средств на проведение ипотечных операций банк участвует в эмиссионном пуле, который консолидирует залоги земельных участков из раз- личных банков и через эмиссионный центр (земельно-ипотечное агентство) осу- ществляет эмиссию ипотечных ценных бумаг, выставляемых на фондовый ры- нок. Средства от их продаж рефинасируют в банк-залогодержатель. В случае неисполнения обязательств должника заложенный участок выставля- ют на биржевые или аукционные торги, в отдельных случаях участки могут на- прямую приобретать у банка девелоперские компании и после улучшений выс- тавлять на торги. Ниже рассмотрено состояние каждой позиции приведенной на рис. 3 схемы достаточности и необходимости принятия дополнительных мер. 1. Залогодатели (заемщики) - сельскохозяйственные корпоративные органи- зации и фермеры. Зарегистрировали права собственности за землю из более 20 тысяч сельскохозяйственных корпоративных структур не более 10% и около 70% крестьянских (фермерских) хозяйств. То есть главный фактор возможности ипо- теки - юридическое оформление прав на земельные участки необходимо акти- визировать и в достаточно короткие сроки (желательно в течение 2004 года) за- вершись постановку на земельно-кадастровый учет и регистрацию прав. 2. Ипотечные операции могут осуществлять только специализированные ипо- течные банки либо любые кредитные организации, либо как ипотечные, так и неспециализированные банки, имеющие лицензию ЦБ РФ на право проведения этих операций. Авторы считают, что для России наиболее приемлемым является последний вариант. Необходимо законодательно утвердить организации, имею- щие право проводить ипотечные операции, и стимулировать развитие кредит- ной системы в этом направлении. 3. Профессиональные оценщики (риэлторские компании) получили за после- дние годы достаточное развитие. Пока большинство из них не имеют в своем со- ставе профессионально подготовленных сотрудников по оценке рыночной сто- имости земельных участков. Однако, развитие земельного рынка побуждает ком- пании активно готовить высококвалифицированных специалистов для этой дея- тельности. Дополнительных стимулирующих мер не понадобится. 4. Страховые компании готовы участвовать в развитии ипотечного рынка. Не- обходимо законодательно утвердить положение о титульном страховании. Соот- ветствующие предложения были внесены в Правительство РФ еще в 2002 году. 5.а,б. Земельно-кадастровые и регистрационные палаты функционируют, од- нако, доступ к информации из-за отсутствия в большинстве регионов соответ- ствующих информационных систем весьма затруднен. Необходимо наряду с за- 13* 203 Раздел IV. Элементы, формы и механизмы регулирования земельного рынка вершением процессов учета прав на земельные участки продолжить создание ав- томатизированных систем ведения Государственного земельного кадастра и рее- стра прав на недвижимость. 6. Эмиссионные центры (земельно-ипотечные агентства) пока не созданы. По нашему мнению, их должны создавать на акционерной основе банки-участники рынка недвижимости в форме НКО. Государство должно стимулировать этот про- цесс принятием соответствующих нормативных актов и активной пропагандой ипотеки. 7. Торговые площадки земельного рынка (биржи, аукционы) на постоянной основе пока не функционируют, поскольку публичные торги до настоящего вре- мени проводят единично в 3-4 регионах России. Субъекты РФ должны активно стимулировать создание таких площадок и участвовать в процессе торгов, кото- рый может идти одновременно с созданием специализированных организаций- операторов земельного рынка. 8. Девелоперские компании должны стать важным элементом земельного рынка (и ипотечного рынка в частности). Их главная задача заключается в приобрете- нии малоценных, неликвидных и нарушенных земельных участков, проведение работ по их улучшению и обустройству, повышение на этой основе их уровня капитализации и ликвидности с последующей продажей в собственность или предоставлением в аренду. Таких структур в России пока практически нет. Необ- ходимо всемерно стимулировать их создание во многих регионах с возможным участием администраций субъектов РФ. 9. Фондовый рынок в России развивается достаточно успешно, дополнитель- ные меры связаны с совершенствованием законодательства в сфере эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. 10. Количество потенциальных приобретателей земельных участков будет по- степенно расти, тем не менее, необходимо принять меры по активизации спроса на них путем создания более благоприятных условий для ведения сельскохозяй- ственного производства. В создании системы земельно-ипотечного кредитования решающую роль при- звано играть государство. Для этого необходимо: • разработать и утвердить концепцию развития системы земельно-ипотечного кредитования; • на ее основе сформировать правовую базу для надежного и эффективного функционирования системы земельно-ипотечного кредитования; • создать механизм экономической и социальной защиты заемщиков-земле- владельцев; • выработать эффективную налоговую политику, стимулирующую участников земельного рынка; • обеспечить надлежащие гарантии для участников земельного рынка; • создать необходимые институты для организации и развития земельного рынка; • участвовать в управлении институтами земельного рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»