Приобретение прав на земельные участки при приватизации государственного и муниципального недвижимого имущества
Правовое регулирование приобретения прав на земельные участки при прива- тизации государственного и муниципального недвижимого имущества регламен- тирует Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципально- го имущества». В соответствии с этим законом приватизацию зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, проводят одновременно с отчуждением приобретающему такое имущество лицу земельных участков, необ- ходимых для его использования, если иное не предусмотрено законодательством. Приватизацию имущественных комплексов государственных и муниципаль- ных унитарных предприятий осуществляют одновременно с отчуждением следу- ющих земельных участков и долей в праве собственности на земельные участки: • находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; • занимаемых зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами, стро- ительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущества унитарного предприятия и необходимыми для использования указанных объектов. Собственники объектов недвижимости, в том числе имущественных комплек- сов, которые не являются самовольными постройками и находятся на земельных участках, относящихся к государственной либо муниципальной собственности, обязаны приобрести или взять в аренду указанные земельные участки, если иное 59 Раздел II. Правовая регламентация земельно-имущественныгх отношений не предусмотрено федеральным законом. Решение о продаже земельного участ- ка принимает орган, проводивший приватизацию соответствующих объектов недвижимого имущества, в двухнедельный срок со дня обращения заявителя. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для его выкупа. Отказ в выкупе земельного участка либо в предос- тавлении его в аренду не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимо- сти, с приобретателями такого имущества заключают договоры аренды указан- ного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в по- рядке, установленном законодательством. Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооруже- ний, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяют пропор- ционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к их общей площади в границах, которые устанавливают на основе плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного ор- ганом по ведению государственного земельного кадастра. Указанный план при- лагают к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предпри- ятия, а также к договору купли — продажи земельного участка. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимают решение об установлении публичных сервитутов. При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры и иные улучшения и принадлежности зе- мельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собствен- ности, которые не используют только для обеспечения расположенных на них объектов недвижимости. Исключения из данного правила возможны при уста- новлении на земельный участок публичного сервитута для использования ука- занных улучшений и принадлежностей в полном объеме. Цену выкупа земельного участка (в ставках земельного налога за единицу пло- щади земельного участка на начало текущего календарного года) устанавливают субъекты РФ в поселениях с численностью населения: • свыше 3 миллионов человек — от пяти- до тридцатикратного размера ставки; • от 500 тысяч до 3 миллионов человек — от пяти- до семнадцатикратного раз- мера ставки; • до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений — от трех- до десятикратного размера ставки. 100 Глава 1 101 До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цену соответствующих земельных участков определяют исходя из ука- занных минимальных размеров. При продаже земельного участка его цену корректируют на поправочный ко- эффициент, учитывающий основной вид использования расположенного на нем здания (строения, сооружения). Эти поправочные коэффициенты (от 0,7 до 1,3) утверждает Правительство РФ. Федеральным законом установлены не подлежащие отчуждению земельные участки: • сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охра- няемых природных территорий и объектов; • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; • водоохранного и санитарно-защитного назначения; • общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопар- ки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.); • транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и реч- ных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их пер- спективного развития; • предусмотренные генеральными планами развития соответствующих терри- торий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; • не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. При приватизации имущества унитарных предприятий земельные участки, за- нятые объектами недвижимости и необходимые для их использования, передают в собственность юридических лиц путем их внесения в качестве вклада в устав- ный капитал образуемого открытого акционерного общества. Согласно ст. 11 Федерального закона «О приватизации государственного и му- ниципального имущества» в передаточный акт при определении состава прива- тизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия необходимо включить сведения обо всех видах приватизируемого имущества, в том числе зе- мельных участков. Внесение земельных участков в уставные капиталы открытых акционерных обществ возможно в общем порядке, установленном указанным Федеральным законом. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исклю- чительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций откры- того акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следую- щих условий: • открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увели- чении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, которые будут оплачены государственным или муниципальным имуществом (с указанием его вида), а также исключительными правами, принадлежащими 101 Раздел II. Правовая регламентация земельно-имущественных отношений <г; Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию (с i' указанием объема, пределов и способа использования соответствующих ис- ключительных прав); • дополнительные акции, в оплату которых вносят государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обык- новенными акциями; • оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оп- лату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При внесении государственного или муниципального имущества, а также ис- ключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционер- ного общества количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, долю этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в каче- стве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (цена приоб- ретения указанных акций), определяют в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом не действует положение п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона о том, что доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта и муниципаль- ного образования и приобретаемых соответственно ими, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в от- ношении стратегических акционерных обществ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приобретение прав на земельные участки при приватизации государственного и муниципального недвижимого имущества» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»