Приобретения гражданами и юридическими лицами прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на пра- ве собственности (или ином вещном праве) регламентирует ст. 28 - 34 Земельно- го кодекса РФ. Предоставление земельных участков по инициативе заявителя для строитель- ства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без 55 р Раздел II. Правовая регламентация земельно-имущественных отношений предварительного согласования и с предварительным согласованием места раз- мещения объектов. Земельные участки для строительства можно приобрести в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Передавать земельные участ- ки в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) можно при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения об этом в случае, если имеется только одна заявка. В настоящее время земельные участки под строительство выделяют по строи- тельным нормам (СНиПам), которые следует пересматривать с учетом современ- ных экономических, технических и технологических условий. Для строительства протяженных объектов (автомобильные дороги, магистральные трубопроводы, объекты железнодорожного транспорта) действует отдельные нормы отвода, ко- торые также не отвечают современным требованиям. Необходимо, чтобы в законах субъектов Российской Федерации были уста- новлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных уча- стков, передаваемые в собственность гражданам из находящихся в государствен- ной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фер- мерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, а в нормативно-правовых актах органов местного самоуправле- ния — для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного стро- ительства. При этом обязательно должны быть регламентированы максималь- ные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для вышеуказанных целей бесплатно. Органы местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица или по обращению органа исполнительной власти выбирают земельный участок для строительства объекта на основе документов государственного зе- мельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроитель- ных (в городах и других поселениях) и иных условий использования соответству- ющей территории и ее недр путем установления вариантов размещения объекта и получения согласований от соответствующих государственных и муниципаль- ных органов и организаций в случаях, предусмотренных федеральными закона- ми и законами субъектов Российской Федерации. В Градостроительном кодексе РФ установлено, что при предоставлении земельных участков градостроитель- ные требования к их использованию определяют на основе документации о пла- нировании развития территорий городских и сельских поселений и об их заст- ройке, а также правилами застройки. Органы местного самоуправления при предоставлении земельных участков готовят следующую информацию о градостроительных требованиях к их исполь- зованию: местоположение; проекты границ в соответствии с проектами плани- ровки, застройки и межевания территорий; разрешенное использование, обес- печение объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении 30 Глава 1 101 земельных участков, должны предоставляться органами по ведению государствен- ного земельного кадастра. Так как практически решение каждого вопроса местного значения связано со строительством какого-либо объекта и предоставлением земельного участка, орга- ны местного самоуправления города, поселка или сельского поселения должны информировать население и выяснять мнение граждан о возможном (предстоя- щем) предоставлении земель для размещения объектов. Граждане, обществен- ные организации, объединения и органы территориального общественного са- моуправления имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих интере- сы населения вопросов, связанных с предоставлением земельных участков, их изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд. Орган местного самоуправления должен информировать землевладельцев, зем- лепользователей и арендаторов государственных или муниципальных земель, интересы которых могут быть затронуты возможным изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд земельных участков, находящихся в их владении и пользовании, в связи с предоставлением таких участков для размеще- ния объектов. Результаты выбора земельного участка для размещения объекта оформляют соответствующим актом, а в необходимых случаях устанавливают санитарную (охранную) зону. К акту необходимо приложить проекты границ земельных уча- стков по возможным вариантам выбора. Орган исполнительной власти или местного самоуправления на основании вышеуказанных материалов должен выбрать один из вариантов земельного учас- тка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объек- та или об отказе в его размещении. Решение об этом является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для стро- ительства и действует в течение трех лет. При строительстве на земельном участке или ином его улучшении собствен- ником, землепользователем, землевладельцем, арендатором после их информи- рования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа для государственных или муниципальных нужд, эти лица несут риск отнесения на них затрат и убыт- ков, связанных с проведением строительных работ. Если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать от органа ис- полнительной власти или местного самоуправления возмещения понесенных убытков независимо от продления срока действия решения. На основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка по заявкам и за счет граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, имеющие лицензии на выполнение геодезических и проектно- изыскательских работ организации устанавливают границы земельного участка Раздел II. Правовая регламентация земельно-имущественных отношений Глава 4 (межевание) на местности. После межевания и составления межевого плана зе- мельного участка необходимо провести его государственный кадастровый учет. При предоставлении земельного участка путем его изъятия для государствен- ных или муниципальных нужд одновременно с решением об этом принимают решение об его изъятии. Условия предоставления земельных участков для госу- дарственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с их изъятием у землевладельцев и землепользователей, рас- торжением (прекращением) договоров аренды, а также возмещение потерь сель- скохозяйственного производства или лесного хозяйства. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения и иные объекты недвижимости, регулируется Земельным кодексом РФ (ст. 36), а приобретение земельных участков под ранее приватизированными объектами недвижимости — Федеральным законом «О приватизации государственного и му- ниципального имущества» (ст.28).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приобретения гражданами и юридическими лицами прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»