СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
Разработка Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного уче- та объектов недвижимости (на 2002 — 2007 годы)» (далее - Программа) вызвана необходимостью решения многих актуальных и сложных проблем в сфере земель- но-имущественных отношений. В их числе: создание всеобъемлющей законода- тельной базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости, разгра- ничение государственной собственности на землю, создание полноценного Го- сударственного земельного кадастра. До настоящего времени учет, оценку, налогообложение, управление, распоря- жение объектами земли и иной недвижимости проводят раздельно. Земельные уча- стки и иная недвижимость не являются средствами обеспечения финансовых (ипо- течных) кредитов. Как следствие, возникают проблемы, связанные с использова- нием земельных участков и иной недвижимости как полноценного актива, что, в свою очередь, снижает их инвестиционную привлекательность. Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных све- дений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автома- тизированных систем и информационных технологий их учета и оценки. Преодоление указанных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, позволит реализовать конституционные нормы и гарантии прав собственности на землю и иную недвижимость, активизирует вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создаст основу для сохранения при- родных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформирует базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а так- же совершенствования системы управления недвижимостью, находящейся в го- сударственной собственности. Отсутствие альтернатив эффективного решения этих проблем помимо про- граммно-целевых методов обусловлено их комплексностью и взаимосвязаннос- тью, необходимостью скоординированного выполнения разнородных меропри- ятий правового, институционального, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического, техноло- гического и образовательного характера. 29 ! Раздел I. Земельные ресурсы как собственность и объект государственного управления Государственная политика в сфере земельно-имущественных отношений в бли- жайшие годы должна быть направлена на существенное расширение правовых основ развития рынка недвижимости, обеспечение условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости всех форм собственности. За этот период должны быть проведены радикальные преобразова- ния по трем основным направлениям: • реформирование правоотношений в сфере земли и иной недвижимости, глав- ным образом путем разграничения государственной собственности на землю, законодательного оформления правовой концепции единого объекта недви- жимости и приватизации земельных участков; • стимулирование эффективного использования земли и развитие рынка не- движимости посредством создания Государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости, проведения террито- риального зонирования земель поселений и иных территорий для установле- ния разрешенного использования земель и градостроительных регламентов, организации эффективного контроля за охраной и использованием земель- ных ресурсов; • создание благоприятных условий для инвестиций в развитие рынка недви- жимости в результате упрощения процедур получения застройщиками прав на земельные участки для строительства, развития конкуренции на рынке ус- луг по формированию и техническому описанию земельных участков и иной недвижимости, развитие ипотечного кредитования с использованием в каче- стве обеспечения земельных участков. Решение указанных стратегических задач на основе разработки и реализации целевой программы обусловлено следующими причинами. Во-первых, необхо- димо создать систему взаимосвязанных программных мероприятий, ориентиро- ванных в пространстве и во времени, согласованных по составу исполнителей. Во-вторых, требует согласования структура, объемы и источники материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. В-третьих, должен быть создан единый орган управления, обеспечивающий межведомственную коорди- нацию действий исполнителей программы, контроль за ходом ее выполнения, расходованием финансовых (в том числе бюджетных) средств и корректировку отдельных мероприятий. Цель Программы - создание автоматизированной системы ведения Госу- • дарственного земельного кадастра и государственного учета объектов недви- жимости, обеспечивающей эффективное использование земельных ресурсов, активное вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятель- ности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей об- щества и граждан. Основными задачами программы являются: • разработка и совершенствование нормативной правовой базы Государствен- ного земельного кадастра как единой системы государственного учета недви- 36 Глава 2 жимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публич- ности его сведений; • подготовка с использованием единых методологических и программно-тех- нических принципов государственных автоматизированных баз данных для ведения Государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости; • создание автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур ведения Государственного зе- мельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости; • ввод в эксплуатацию в государственных органах по ведению земельного када- стра и учету объектов недвижимости программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, позволяющих автоматизировать про- цессы формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недви- 1 жимости; • обеспечение совместимости информационных систем, связанных с форми- 1 рованием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недви- жимостью, создание электронного обмена сведениями между ними; • разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; • подготовка и переподготовка кадров для ведения государственного кадастро- вого учета и управления недвижимостью на государственном и муниципаль- ном уровне. Программу реализуют в период 2002 — 2007 г.г. в три этапа: I этап — 2002-2003 г.г., !l этап - 2004-2005 г.г. и III этап - 2006-2007 г.г. Основными результатами реализации Программы будут: • разработанные и принятые законодательные и нормативные правовые акты и документы, обеспечивающие ведение Государственного земельного кадаст- ра и учета объектов недвижимости, управления, приватизации и распоряже- " ния землей и иной недвижимостью, государственное регулирование рынка земли и недвижимости; • создание автоматизированной системы ведения Государственного земельно- го кадастра и учета объектов недвижимости, позволяющей в рамках единого государственного информационного ресурса формировать сведения об объек- тах недвижимости как объектах оборота и налогообложения; • проведение разграничения государственной собственности на землю на соб- ственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образова- ний, ввод полученной информации в этой области в автоматизированные базы v данных; " э * создание как единого государственного информационного ресурса автома- газированных баз данных о земельных участках и связанных с ними объектах 31 г Раздел I. Земельные ресурсы как собственность и объект государственного управленш_ недвижимого имущества, участках лесного фонда, недр, обособленных вод- ных объектах; • создание системы электронного обмена сведениями между органами (орга- низациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентари- зации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, органами по управлению фондом недр, лесным и водным фондом, налоговы- ми органами и др.; • создание информационной базы данных о единых объектах недвижимости, позволяющих сформировать в налоговых органах фискальный реестр в целях перехода на взимание единого налога на недвижимость; • разработанные методы и технологии формирования, учета, оценки и управ- ления землей и иной недвижимостью; • активизация сделок на рынке земли и иной недвижимости, создание благо- приятного инвестиционного климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение опера- тивности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимо- сти, находящимися в государственной и муниципальной собственности, по- вышения достоверности и полноты информации о недвижимости; • развернутые на всей территории Российской Федерации программно-техни- ческие комплексы управления землей и иной недвижимостью; • подготовленные кадры в области ведения Государственного земельного када- стра и государственного учета объектов недвижимости, а также в сфере управ- ления земельными ресурсами. В результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в об- ласти земельно-имущественных отношений, направленных на эффективное ис- пользование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в гражданс- кий оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижи- мости, формирование базы данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса. Реализация Программы позволит увеличить поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней до 250-290 млрд. рублей, что обеспечит ее окупаемость за 2-3 года. Дополнительным эффектом реализации Программы, который при осуществлении структурных реформ на порядок выше поддающегося прямому расчету стоимостного эффекта, будет активизация сделок на рынке земли и иной недвижимости, создание благоприятного делового климата и роста объема инве- стиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обес- печение оперативности и качества принятия управленческих решений по распо- ряжению находящимися в государственной и муниципальной собственности зе- мельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости за Глава 2 счет внедрения современных информационных технологий и повышения досто- верности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»