Сущность, организационная структура и методы государственного управления земельными ресурсами
Одним из определяющих условий стабильного политического, социального и экономического развития нашей страны является создание и практическая реа- лизация целостной системы государственного управления гражданским оборо- том земельных ресурсов, в состав которых входят помимо земли технологически или функционально прочно связанные с ней объекты недвижимости (здания, сооружения и т.п.), недра, лесной фонд и покрытые водой территории. Земель- ные ресурсы обладают тремя фундаментальными свойствами, определяющими их исключительную ценность: жизнеобеспечения (как часть экологической сис- темы), фактора производства (в аграрном секторе, строительстве, горно-рудной промышленности, лесном хозяйстве) и гражданского оборота (земельно-имуще- ственные отношения). Использование земельных ресурсов — необходимое условие любой призвод- ственно-хозяйственной деятельности. В добывающей промышленности земля является производственным операционным базисом и предметом труда, своеоб- разным хранилищем извлекаемых из нее полезных ископаемых. В обрабатываю- щей промышленности и строительстве земля функционирует как место совер- шения трудовых процессов и пространственный операционный базис. Для транс- порта земля является материальным условием и местом размещения производ- ственных объектов (дороги, трубопроводы, линии электропередачи, портовые сооружения и др.). В сельском хозяйстве практически вся деятельность непос- редственно связана с землей и определяется ее почвенным плодородием, есте- ственными биологическими процессами, технологиями возделывания культур. В этой отрасли земля выступает как предмет труда и средство производства, не- обходимое для возделывания культурных растений. Земля служит материальной основой жизни, местом размещения жилища, ком- мунального, культурно-бытового обслуживания и отдыха людей. Большое зна- чение в этой сфере имеют ландшафтные условия, пригодность территории для строительства, утилизации стоков и твердых отходов, а также пространственные свойства земли. 6 7 Раздел I. Земельные ресурсы как собственность и объект государственного управления С социально-экономических позиций земельные ресурсы следует рассматри- вать как: • сквозной элемент на всех стадиях воспроизводственного процесса (производ- ства, распределения, обмена и потребления). Через ценовые параметры земля входит в затратную составляющую, определяя величину общественно необ- ходимых и индивидуальных издержек, а изъятие земельной ренты посредством механизма земельных платежей включает земельный.элемент в сферу распре- деления. Пространственные и производственные свойства земельных участ- ков влияют на направление, интенсивность и скорость движения созданного на них продукта; • один из основных факторов интенсификации инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики, так как земля обладает способностью гене- рировать доход в сфере производства и увеличивать цену в сфере товарного it обращения, является надежной областью вложения и оборота капитала, по- скольку при рациональном использовании она не изнашивается, как другие :< объекты недвижимости, и поэтому ее цена, как правило, постоянно возрастает; к • главную составляющую рынка недвижимости, ибо гражданский оборот зда- ний, сооружений, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаж- дений практически невозможен без проведения соответствующих операций с земельными участками, на которых они расположены; • особый объект имущественных отношений и специфический вид товара, ко- торый нельзя физически изъять и перенести на другое место, использовать и амортизировать без остатка, переработать и растворить в другом виде продук- ции (товара). Земля как товар — это объект купли-продажи, отличающийся конкретными качественными и количественными параметрами (местоположение, размер, то- пография, состояние экологической среды и др.) и удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности. Рыночную цену земли, как и любого товара, определяет соотношение спроса и предложения на нее. Ограниченное количество земельных участков на рынке обусловливает прямо пропорциональ- ную зависимость изменения цен на землю от спроса на нее, который зависит от уровня и динамики цен производимой на земле продукции. Характерной осо- бенностью земли является нулевая эластичность ее предложения на рынке, то, есть собственник будет предоставлять землю для использования по назначению за любую плату во избежание потери ренты. Земельно-имущественные отношения представляют собой правовое, админи- стративное, экономическое и информационное взаимодействие субъектов соб- ственности - государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц по вопросам состояния, преобразования и передачи объектов собственности — земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости. Государственное управление земельными ресурсами заключается в использо- вании органами власти организационно-экономического механизма опосредо- 8 I. Глава 1 ванного воздействия, включающего изменения законодательства, налогообложе- ния, процентных ставок, целевых нормативов, социальных стандартов, критери- ев эффективности и др., на деятельностьхозяйствующих субъектов в области вла- дения, распоряжения и пользования земельными ресурсами. Для этого необхо- димо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систе- му правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой государственного регулирования земельно-имущенственных отноше- ний, которая должна обеспечивать стабильное, сбалансированное и эффектив- ное развитие всех объектов земельной собственности независимо от их органи- зационно-правовой формы в интересах отдельных землепользователей и народ- ного хозяйства в целом. В процессе управления земельными ресурсами государство устанавливает оп- ределенные правила и нормы, как для использования земельных ресурсов стра- ны в целом и их отдельных элементов (категорий земель, видов землепользова- ния), так и для собственников, пользователей и арендаторов. Государственное управление земельными ресурсами имеет два признака: управление государства как органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности, и управление государства как собственника земли - хозяйственное управление (например, сдача в аренду го- сударственной собственности). При этом должно быть обеспечено рациональ- ное использование земельных ресурсов с достижением экономического, соци- ального и экологического эффектов. Государственное управление федеральных органов исполнительной власти распространяется на находящиеся в эксплуата- ции и неиспользуемые земли на территории Российской Федерации независимо от их категории и форм собственности. В настоящее время из 1, 71 млрд. га зе- мельного фонда 92,4% находится в собственности государства и муниципальных образований, 6,4% - у частных и 1,2% — юридических лиц. Сущность государственного управления земельными ресурсами выражают выполняемые органами власти относительно обособленные функции, каждая из которых включает определенные элементы и совокупность мероприятий по ре- шению специфических задач с использованием соответствующих методов, средств и механизмов их решения. К основным функциям государственного управления земельными ресурсами относятся: разработка законодательных и нормативных правовых актов, ведение Государственного земельного кадастра, предоставление и изъятие земельных участков, планирование использования земель, землеуст- ройство, техническая инвентаризация недвижимости, мониторинг земель, госу- дарственный контроль за использованием и охраной земель, организация рекуль- тивации земель, решение земельных споров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность, организационная структура и методы государственного управления земельными ресурсами» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»