ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Международные экономические отношения (МЭО), помимо правовых аспектов (международные договоры, соглашения, кодексы, хартии и т.д.) и иных составляющих, включают также инструменты их реализации, а именно: образование и обеспечение деятельности соответствующих международных экономических организаций, направленной на достижение целей мирового развития. В настоящее время приоритет в МЭО по-прежнему сохраняется за внешнеторговыми отношениями (80% всего объема МЭО)12. Первоначально эти отношения строились на межстрановой, узкорегиональной основе, а сейчас происходит их глобализация. Если раньше в основе межстрановых или узкорегиональных отношений лежали два противоречащих друг другу принципа: свободной внешней торговли и протекционизма в ней, – то теперь все более преобладает принцип свободной торговли. Это проявляется в отмене количественных ограничений импорта, снижении таможенных пошлин, создания особых экономических зон, общих рынков и т.д. Для реализации этих отношений создавались и создаются различные торгово-экономические блоки, зоны свободной торговли и другие формирования. Среди наиболее известных действующих ныне региональных организаций можно назвать рассмотренные в предыдущей главе: ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, «Меркосур», а также ОЭСЭКО – организацию экономического сотрудничества центральноазиатских государств, созданную в 1992 г. (Иран, Пакистан, Турция); СААРК – Южно-азиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал); Андский пакт – Торговое соглашение Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии; ЮЭМОА – Западноафриканский экономический и валютный союз (Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали); САДК – Южно-африканский комитет развития (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве).
Авдокушин Е.Ф. МЭО : учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. – С. 29. 228
12

Глобализация МЭО обусловливает появление межрегиональных международных организаций, например: ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти, основанная в 1960 г. и состоящая из 13 стран трех континентов); ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, основанная в 1961 г. и состоящая из 24 стран четырех континентов) и др. Однако главную роль в глобализации МЭО, в частности внешнеторговой деятельности, в настоящее время играет ряд учреждений системы Организации Объединенных Наций (ООН), а именно: − ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, учрежденная в 1964 г. и действующая под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН; − ЭКОСОС – Экономический и Социальный Совет ООН; − КНТР – Комиссия по науке и технике в целях развития; − ЮНИДО – Организация ООН по промышленному развитию, учрежденная в 1966 г.; − ВТО – Всемирная торговая организация, возникшая в 1995 г. в результате преобразования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле, созданное в 1947 г.); в состав ВТО входит ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами); − МТЦ – Международный торговый центр; − ПРООН – Программа развития Организации Объединенных Наций; − ЕЭК ООН – Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций; − ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности, учрежденная в 1967 г., и др. Фрагмент организационной структуры ООН, включающий названные учреждения, представлен на рис. 10.1. Рассмотрим подробнее основные аспекты деятельности этих организаций. 10.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Организация Объединенных Наций (ООН) была создана в 1945 г. и является всеобъемлющей уникальной международной организацией, объединяющей 185 суверенных государств. ООН непосредственно осуществляет свою деятельность в сферах экономического, социального и политического развития стран, содействует формированию благотворной, стабильной и благоприятной среды межгосударственного сотрудничества.
229

Генеральная Ассамблея ООН

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС)

ПРООН

ЮНКТАД

МТЦ

КНТР

ЮНИДО

ВТО

ВОИС

ЕЭК

ТРИПС

ГАТС

Рис. 10.1. Фрагмент организационной структуры ООН

В июне 1997 г. была проведена 19-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, где рассматривались важнейшие аспекты глобального плана действий в интересах устойчивого экономического и социального развития стран, формирования международных и национальных стратегий развития в XXI в. Решению проблем глобализации экономики, регулирования экономических процессов в мире была посвящена также 53-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая в сентябре 1998 г. Приоритетные международные экономические взаимосвязи и взаимодействия стран основываются и регулируются следующими принципами: − суверенное равенство в развитии стран, обеспечение справедливости во внешнеэкономических связях и отношениях; − взаимозависимость и взаимообусловленность интересов промышленно развитых и развивающихся стран; − добросовестное выполнение международных обязательств, достижение взаимных и реальных результатов между всеми странами; − реализация межгосударственной экономической и социальной справедливости в международных отношениях. К основным целям международного экономического сотрудничества относятся: − развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и народов; − определение и использование наиболее прогрессивных международных экономических отношений, основанных на справедливости, общности интересов, взаимном сотрудничестве между всеми государствами; − развитие международных связей и сотрудничества для решения межгосударственных экономических и социальных проблем;
230

− достижение сотрудничества в научно-технических, промышленно-производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств; − обеспечение ускоренного развития и экономического роста стран, особенно развивающихся; − достижение более прогрессивных, рациональных и справедливых внешнеэкономических отношений, содействие совершенствованию структуры мировой экономики; − создание необходимых условий для интенсивного экономического сотрудничества между всеми нациями и народностями; − развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содействие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политического равенства государств. Совершенствуя принципы и основные идеи, направленные на развитие международных экономических отношений, ООН реализует важнейшие функциональные аспекты, в числе которых особую актуальность приобретает исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов. Важной функциональной сферой деятельности ООН является также разработка перспективных форм и методов партнерства между промышленно развитыми и развивающимися странами с учетом степени их экономического развития. Приоритетное значение в ООН имеет формирование плодотворной и продуктивной международной экономической среды, содействующей достижению прогресса в процветании и стабильности развития стран мира, эффективной интеграции развивающихся стран в систему международной торговли. ООН оказывает содействие обеспечению неотъемлемого права выбора каждой страной своей экономической системы развития, владения, использования и эксплуатации всех своих природных богатств и ресурсов, а также расширению научно-технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран для мобилизации национальных ресурсов на достижение экономического развития. Особое значение сейчас приобретает функциональный аспект ООН, связанный с обеспечением дальнейшей интеграции стран в сферах развития аналитической и нормативной деятельности для разработки перспективной экономической и социальной политики в мире.
231

В процессе осуществления функциональной деятельности, направленной на исследование проблем влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых отношений, ООН содействует достижению стабильного финансового развития сфер национальных экономик различных стран, совершенствованию международных экономических связей на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и предоставления режима наибольшего благоприятствования. ООН способствует неуклонному развитию мировой экономики путем разработки приоритетных подходов и мер, отвечающих требованиям промышленно развитых и развивающихся стран, что соответствует глобальным мировым экономическим позициям и условиям. Важное место в деятельности ООН занимает функциональный аспект, связанный с разработкой перспективных форм и методов партнерства между странами. При этом особое значение имеет разработка положений и процедур международных соглашений по предоставлению финансово-экономических преференций развивающимся странам, либерализации внешнеэкономических связей и их расширению. Для этого под эгидой ООН промышленно развитые страны должны укреплять и совершенствовать программы недискриминационных тарифных преференций для развивающихся стран, избегать принятия мер, оказывающих отрицательное влияние на развитие их национальных экономик, используя необходимые дифференцированные подходы к каждой из развивающихся стран, чтобы целесообразно удовлетворять их нужды в международной экономической сфере. Особое значение имеют функциональные действия ООН в области формирования плодотворной и продуктивной международной экономической деятельности стран. В связи с этим разрабатываются важные меры по повышению ответственности государств за содействие установлению систематического доступа ко всем создаваемым товарам и услугам по выгодным, справедливым и устойчивым ценам, способствующим таким образом приоритетному развитию мировой торговли. Обеспечению либерализации и постоянно возрастающему расширению мировой торговли под патронажем ООН содействует реализация координационных возможностей и усилий, направленных на справедливое решение проблем в сфере международной торговли, диверсификации экспорта товаров и услуг, достижения дополнительных выгод в торговле для каждой из стран, значительного увеличения их валютных поступлений, ускорения темпов роста и совершенствования торговли с учетом требований их развития, улучшения возможностей для участия в расширении мировой торговли посредством существенной рационализации условий доступа на рынки товаров и услуг, установления справедливых, выгодных и стабильных цен на междуна232

родных рынках. Системному продвижению международной торговли способствует влияние ООН на процессы, содействующие свободному выбору каждым государством форм организации своих внешнеэкономических отношений с учетом развития многосторонних соглашений, отвечающих международным обязательствам и потребностям межгосударственного экономического сотрудничества. Важную роль в деятельности ООН имеет функциональный аспект, связанный с содействием обеспечения неотъемлемого права выбора каждой страной системы своего экономического развития, владения, использования и эксплуатации всех ее природных ресурсов и богатств. Для реализации этого принципиального направления ООН разрабатывает аналитические и нормативные основы законодательных гарантий формирования и применения ресурсного потенциала стран, полной мобилизации и рационального использования всех имеющихся ресурсов. На основе информационных программ и рекомендаций ООН проводятся соглашения и консультации между государствами для достижения оптимального использования природных ресурсов, принадлежащих нескольким странам, а также регулируется и контролируется деятельность транснациональных корпораций, чтобы она не противоречила принятым нормам и постановлениям, соответствовала экономическому и социальному развитию стран, их национальным интересам. Весомое место в деятельности ООН занимает функциональный спектр, содействующий расширению научно-технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран. В ООН формируется системная основа для достижения результатов развития науки и техники каждым государством, нацеленная на осуществление международного научно-технического сотрудничества в сфере создания и распространения прогрессивной технологии с надлежащим учетом всех межгосударственных интересов, включая права и обязанности разработчиков, поставщиков и пользователей приоритетной технологии. Это способствует раскрытию доступа развивающихся стран к достижениям современной науки и техники, созданию, укреплению и развитию научно-технической и технологической инфраструктуры, а также их деятельности в передовых научно-исследовательских и технико-технологических областях. Особую актуальность приобретает функциональный аспект, реализуемый ООН в области обеспечения дальнейшей интеграции стран в сферах развития аналитической и нормативной деятельности для разработки перспективной экономической и социальной политики в мире. В настоящее время еженедельно в ООН регистрируются 700 – 800 тыс. операций, проводится постоянная работа по расширению существующей информационной базы данных. Действует комплексная
233

система управленческой информации (ИМИС), которая стала основой операционного механизма, реализуемого во всем мире. Важнейшей функцией ООН является координация проблем, связанных с формированием и реализацией мировых инвестиций, созданием необходимых условий для их развития в сферах международного предпринимательства. ООН способствует созданию реальной основы для либерализации деятельности в области прямых иностранных инвестиций, поддержки тенденций к проведению открытой инвестиционной политики во многих странах мира, содействующей развитию рыночных отношений. Данные о прямых инвестициях, реализуемых промышленно развитыми странами под эгидой ООН показаны на рис. 10.2 и 10.3.

Рис. 10.2. Структура прямых иностранных инвестиций промышленно развитых стран в процентном отношении

Рис. 10.3. Структура прямых иностранных инвестиций промышленно развитых стран, млрд. долл.: 1 – Италия; 2 – Канада; 3 – Бельгия-Люксембург; 4 – Швейцария; 5 – Нидерланды; 6 – Япония; 7 – Франция; 8 – Германия; 9 – Соединенное Королевство; 10 – Соединенные Штаты 234

Формирование и реализация приоритетного функционального потенциала Организации Объединенных Наций находит непосредственное отражение в деятельности международных организаций, действующих и развивающихся в рамках ООН. 10.3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была создана в 1965 г. и в настоящее время является одной из самых значительных и ведущих международных организаций. ПРООН содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения интересов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранных аспектов с учетом воздействия экологических факторов. Основной целью ПРООН как важнейшего финансирующего органа ООН является создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений. ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами: − универсальность деятельности – формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансирования приоритетных программ развития государств – членов ООН; − глобальность деятельности – ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединениях мира, что позволяет осуществлять успешное сотрудничество в целях развития с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах которых реализуется эта деятельность. Представители – резиденты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности ООН, связанной с управлением специальными целевыми фондами, координацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях; − адаптация мировых достижений – содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;
235

− мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности – оказание финансовой поддержки конкретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств в размере 9 млрд. долл. США и предоставления значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН. Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН включают финансирование следующих приоритетных направлений, в процессе реализации которых в странах достигается существенный социальный, экономический и технико-технологический результат в реальном масштабе времени: − развитие потенциальных областей деятельности стран, направленной на координацию процессов экономической взаимопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с общественными организациями; − содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей; − оказание помощи правительствам стран в осуществлении целевых программ, отражающих стратегию национального развития; − участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кредитные организации, для создания специальных фондов развития стран; − обеспечение развития научно-технического сотрудничества между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширения доступа к современным научным знаниям и передовым технологиям; − содействие потенциальным возможностям стран в развитии гражданских и общественных отношений, укреплении правовых основ неправительственных и общественных организаций в целях их активного участия в решении государственных проблем; − участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценностей, связанных с использованием новаторских видов деятельности; − создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объеди236

нениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития; − поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращения конфликтов, совершенствования основ мирового сообщества. В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области развития человека и его реальных потребностей. ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала. Особую значимость сейчас приобретают активно реализуемые в ПРООН процессы децентрализации ее деятельности с расширением круга полномочий и ответственности ее подразделений за разработку приоритетных программ в различных странах мира. Это способствует успешному выполнению важнейших аспектов деятельности ПРООН (рис. 10.4). Фонд капитального развития ООН осуществляет финансирование перспективных проектов развития, связанных с инфраструктурой жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах.

Программа «Добровольцы ООН»

Глобальный экологический фонд

Важнейшие компоненты системного управления ПРООН

Фонд ООН для развития в интересах женщин

Фонд капитального развития ООН
Рис. 10.4. Компоненты важнейших аспектов деятельности ПРООН 237

Деятельность Глобального экономического фонда направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня экологической устойчивости окружающей среды и защиты экосистем нашей планеты, снижении негативных последствий, вызванных наводнениями, выбросами в атмосферу технологических отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, истощением озонного слоя земли и др. Результатом реализации Программы Добровольцы ООН является обеспечение направления (на добровольной основе) в развивающиеся страны технически подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения. Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспективным проектам развития в целях обеспечения помощи женщинам, повышения их статуса в обществе, расширения их участия в процессах принятия и реализации важнейших государственных решений. В настоящее время ПРООН использует программные интегрированные подходы для поддержки приоритетных государственных направлений национального значения, которые напрямую увязаны с перспективными целями в области развития стран. Это обеспечивает возможность рационального распределения ресурсного потенциала, достижения более высокого уровня взаимодействия с другими международными организациями ООН. 10.4. КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД) ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель деятельности организации – оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе. Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе. Конференция – высший руководящий орган ЮНКТАД – проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратеги238

ческих направлений деятельности и определения приоритетов в работе. Созыв очередной 10-ой Конференции намечен на 2000 г. в Таиланде. Предыдущая – 9-я Конференция, проходившая в Мидранде (Южная Африка), приняла пересмотренный мандат организации и одобрила наиболее радикальные реформы за всю историю ее существования, которые нашли отражение в итоговом документе, названном «Партнерство в целях роста и развития». В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов – функциональных комиссий, а также отвечает за обеспечение работы КНТР – вспомогательного органа ЭКОСОС ООН. Межправительственная структура организации деятельности ЮНКТАД после ее реформирования представлена на рис. 10.5. Генеральная Ассамблея ООН Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Совет по торговле и развитию Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию

Комиссия по торговле товарами и услугами и по сырьевым товарам

Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам

Комиссия по науке и технике в целях развития

Рис. 10.5. Межправительственная структура организации деятельности ЮНКТАД 239

ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат, расположенный в Женеве (Швейцария) и насчитывающий около 400 сотрудников, входит в состав Секретариата ООН. Обновленная организационная структура Секретариата ЮНКТАД показана на рис. 10.6. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 50 млн. долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых странами-донорами, странами-бенефициарами, а также некоторыми организациями в ориентировочном годовом объеме 24 млн. долл. В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями, в том числе с: ДЭСВ (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам), ПРООН, а также с группой Всемирного Заместитель Генерального Секретаря ООН – Генеральный секретарь ЮНКТАД Заместитель Генерального Секретаря ЮНКТАД

Внешние связи

Администрация

Межправительственная поддержка Юрисконсульт

Межучрежденческие вопросы

Планирование и оценка программ

Отдел по вопросам глобализации и стратегий в области развития

Отдел международной торговли товарами и услугами и сырьевых товаров

Отдел по инвестициям, технологии и развитию предприятий

Отдел инфраструктуры, услуг для развития и эффективности торговли

Бюро специального координатора по наименее развитым, не имеющим выхода к морю и островным развивающимся странам

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ» з дисципліни «Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит акцизного збору
Что значит «преодолеть инерцию»
Синоніми (ідеографічні, стилістичні, контекстуальні, перифраза, е...
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем
Аудит Звіту про фінансові результати


Категорія: Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз | Додав: koljan (16.06.2012)
Переглядів: 974 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП