СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV– XV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торговых потоков. С развитием мировой экономики и торговли в XIX в. и углублением интернационализации национальных экономик в XX в. СЭЗ как форма международных экономических отношений получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационнофункциональных форм, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д. Эволюция СЭЗ связана с интенсификацией использования научно-технических достижений, крупными сдвигами в структуре экономики промышленно развитых стран, а также с распадом колониальной системы. В результате этого открылись новые сферы приложения для инвестиций как в самих промышленно развитых странах, так и в странах, проводящих политику индустриализации. Вместе с тем концентрация капитала промышленных монополий и централизация банковских ресурсов тоже содействовали поиску и созданию дополнительных стимулов для расширения инвестирования за рубежом по сравнению с теми, которые существовали ранее. В этих условиях свободные зоны с чисто торговой ориентацией, зоны свободного предпринимательства, не требовавшие больших первоначальных капиталов, длительного подготовительного периода, сложных планов действий или обширных связей с предприятиями за рубежом, не соответствовали требованиям мирового инвестиционного рынка. Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшение использования ввозимых и местных ресурсов, ускорение развития современной инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон, отличающиеся от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями международного сотрудничества. 181
После принятия ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковском и страховом деле, в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки, научно-техническая, свободная банковская, свободная страховая. Отличительной особенностью этих зон было то, что их создание предусматривало не столько привлечение иностранного капитала, сколько предоставление преференциальных режимов на сроки от 10 до 20 лет. Примерами подобных зон являются зоны, созданные в Великобритании, Италии, США, Франции. Таким образом, СЭЗ как форма международного сотрудничества в своем динамическом развитии претерпела существенные трансформации. Этим обусловлено и множество определений того, что в общем смысле понимается под термином СЭЗ. На сегодняшний день можно встретить до 30 определений СЭЗ, по существу, синонимов. По определению экспертов ООН, «СЭЗ – ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот». Среди наиболее распространенных в мире специальных экономических зон можно выделить: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; внешнеторговые зоны; беспошлинные экспортно-производственные зоны; свободные экспортные зоны; экспортно-производственные зоны; свободные экономические зоны; свободные производственные зоны; зоны экономического благоприятствования; промышленные экспортоориентированные зоны; свободные промышленные зоны; предпринимательские зоны; зоны совместного предпринимательства; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой высокой технологии; технико-внедренческие зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры; международные оффшорные центры; свободные банковские зоны; экологоэкономические регионы; открытые районы; туристические центры. Общими принципами для всех типов и разновидностей СЭЗ являются: − локальность территории; − отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз (вывоз) оборудования, полуфабрикатов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями; − льготный режим налогообложения; − свободное обращение конвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых транзакций; 182
− гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям дополнительного круга льгот и привилегий. На начало 1990 г. в мире насчитывалось не менее 600 зон, в том числе в развитых странах – более 200, еще 100 находились в процессе строительства и 50 – на стадии проектирования. В СЭЗ развивающихся стран было занято 1,5 млн. человек. По некоторым оценкам, к середине 1990-х гг. численность занятых в них возрастет до 2,5 – 3 млн. человек, а стоимость экспорта увеличится с 12–13 млрд. долл. США до 25 млрд. долл. США. В США СЭЗ созданы в 47 штатах, их численность – 247 (в 1986 г.), а общий оборот достиг 40 млрд. долл. США. С середины XX в. по настоящее время в мире создано более 400 технопарков. В 1995 г. в США насчитывалось 100 технопарков, в Германии – 60, в Китае – 52, Великобритании – 40, Франции – 30, России – 27, Японии – 20, Южной Корее и Сингапуре – по 10. Среди них наиболее известны: в США – «Кремниевая Долина», технопарки Северной Каролины и университета Юты; в Великобритании – технопарк Кембриджского университета; в Японии – городок науки Цукуба; в Китае – технопарк «Наньху»; в России – Международный центр развития науки и технологии (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград». Одной из разновидностей СЭЗ являются оффшорные центры, специализацией которых стало оказание иностранным инвесторам определенных видов услуг, связанных с предоставлением им национальной юрисдикции, отличающейся льготным режимом осуществления финансовых, банковских и иных сервисных операций, а также льготным налогообложением, – так называемые, «налоговые гавани». Появление этих СЭЗ обусловлено бурным развитием мирового рынка финансовых услуг, стремлением иностранного капитала снизить политические и экономические риски, найти в «бурном» мире «укромные» уголки, обеспечивающие наиболее полную конфиденциальность и безопасность владельцам капитала. Поэтому исторически сложилось так, что государства, привлекающие иностранных инвесторов режимом оффшорных юрисдикции, не обладают значительными трудовыми и сырьевыми ресурсами, а также территориями. Вместе с тем эти государства располагают выгодным местоположением – на перекрестке морских путей с благоприятным природным климатом, имеют относительно развитую инфраструктуру и, что немаловажно, отличаются стабильной политической властью и законодательством. В качестве оффшорной юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственным статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение 183
метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности. Режим, близкий к оффшорному, могут использовать специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов. В то же время регистрацию предприятий оффшорного типа производят не только «карликовые» юрисдикции, но и некоторые вполне респектабельные государства (например, Ирландия, Швейцария и многие другие страны) или отдельные территории в их составе. Новым явлением в практике создания СЭЗ стало появление эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в промышленно развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Появление нового вида СЭЗ – ЭЭР обусловлено сокращением природных ресурсов, нерациональным размещением производства и потребления, загрязнением окружающей среды, превышающим допустимые пределы, а также тем, что все накопившиеся проблемы невозможно было разрешить в рамках старой модели развития. Важным отличием ЭЭР от других видов СЭЗ является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ЭЭР специализируются на таких сферах бизнеса, которые не разрушают и не загрязняют природную среду, например, туризм, рекреация, валютнофинансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и др.), сфера образования, медицина и т.д. Эколого-экономическими районами можно считать отдельные кантоны Швейцарии, которые специализируются на выпуске экологически чистых продуктов питания и предоставлении рекреационных и финансовых услуг. В России сегодня ведется активная работа по формированию особых экономических зон (ОЭЗ), как технологических точек роста. Начиная с 2005 г. было сформировано четыре типа ОЭЗ: промышленнопроизводственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Главная цель создания ОЭЗ ППТ – развитие современных наукоемких производств на территории РФ. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами выделяет следующие основные характеристики ОЭЗ ППТ: размещение объектов промышленного назначения; площадь не более 20 км2; размещение на террито184
рии одного муниципального образования; не возможность полного включения территории какого-либо административно-территориального образования (ч. 3 в ред. ФЗ от 03.06.2006 № 76–ФЗ); срок существования не более 20 лет; капитальные вложения не менее 10 млн. евро (с 2009 г. – 3 млн. евро, в первый год – не менее 1 млн. евро). На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается: размещение объектов жилищного фонда (ч. 4 в ред. ФЗ от 03.06.2006 № 76–ФЗ); разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, переработка полезных ископаемых, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Сегодня ОЭЗ ППТ сформированы в двух регионах РФ: в Липецкой области – ОЭЗ ППТ «Липецк» и в Республике Татарстан – ОЭЗ ППТ «Алабуга», победивших в соответствующем конкурсе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, прошедшем в конце 2005 г. Оба региона являются довольно успешными в области социальноэкономического развития. Экономика Липецкой области тяготеет к черной металлургии, экономика Татарстана – к нефтедобыче и нефтепереработке. Формирование ОЭЗ в этих регионах позволит им диверсифицировать свою экономику, а также повысить уровень производительности, что является одной из актуальнейших задач современного этапа социально-экономического развития страны.. Так, например, руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ по Липецкой области Владимир Лаврентьев подчеркнул, что в Липецкой области, занимающей лидирующие позиции в стране по производительности труда, этот показатель ниже, чем в США, в пять раз. На этапе отбора потенциальных кандидатов было много дискуссий в сильных или слабых регионах стоит размещать ОЭЗ. Выбор Правительства РФ в пользу сильных регионов на данном этапе объясняется тем, что на стадии обработки таких проектов могут возникнуть многие «узкие места», которые могут оперативно и эффективно решить именно более сильные регионы. Вполне уместно будет ожидать, что в будущем после соответствующей апробации практика формирования ОЭЗ распространится и на остальные регионы. ОЭЗ ППТ «Липецк» была официально открыта 25 января 2008 г. По состоянию на начало сентября 2009 г. объем заявленных инвестиций ОЭЗ ППТ «Липецк» составляет 50 млрд. р., освоено 8 млрд. р. В создание инфраструктуры вложено почти 5 миллиардов рублей, создано 1500 рабочих мест. Руководство ОЭЗ ППТ «Липецк» развернуло активную деятельность по привлечению инвесторов. С момента созда185
ния ОЭЗ посетили делегации: Германии, Китая, Испании, Чехии, Франции, Японии, Италии, Португалии, Финляндии, Турции, Австрии и ряда других стран. Также активно идет сотрудничество с делегациями различных российских регионов. Руководство планирует, что к 2012 г. площадь ОЭЗ будет уже освоена на девять десятых: на ее территории расположится до полусотни заводов, а объем инвестиций выйдет на 250 – 300 млрд. р., будет трудоустроено 10 тыс. человек. Кроме того, как показывает мировой опыт, одно рабочее место в ОЭЗ создает, как минимум, 4–5 рабочих мест вне экономической зоны, а это значит, что мультипликативный эффект может составить более 1 трлн. р. На данный момент в зоне зарегистрировано уже 17 резидентов (табл. 8.6). 8.6. Характеристика резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк» Инвестор Сфера деятельности Инвестиции Персонал Год регистрации Страна
1. ООО«ЧСЗЛипецк»
Завод по производству облегченной стеклянной тары, предназначенной для пищевой и медицинской промышленности
2 млрд. р.
250
2007
Россия
2. ООО «СЭСТ- Производство испа10 ЛЮВЭ» рителей и конденса- млн. евро торов 3. ООО «Биоэтанол» Производство био- 3 млрд. р. топлива –
150
2007
Италия
– –
2007 2007
Россия Россия
4. ООО «Белон- Производство меМетакон» таллоконструкций и строительных материалов 5. ООО «Липецкий комбинат теплоизоляционных материалов» 186
Производство высо- 1 млрд. кокачественного 750 млн. р. утеплителя "IZOVOL"
250
2008
Россия
Продолжение табл. 8.6 Инвестор Сфера деятельности Инвестиции Персонал Год регистрации Страна
6. ООО «Произ- Производство тепводственный лоэнергетического комплекс оборудовании «Рационал» 7. ООО «Мондиаль Групп Ист» 8. ООО «ЛЗСК Оконные системы»
2 млрд. р.
550
2008
Россия
Производство тор25 гово-холодильного млн. евро оборудования Производство све14 топрозрачных кон- млн. евро струкций из листового стекла, формование и обработка листового стекла
500
2008
Италия
150
2008
Россия
9. ООО «Бекарт- Производство ме97 таллокорда и борто- млн. евро Липецк» вой проволоки 10. ООО «Фенци» Производство уп15 лотнителей для млн. евро стекольной продукции Производство слитков и пластин мультикристаллического кремния для солнечной энергетики –
500
2008
Бельгия Италия
20
2008
11. ООО «Солнечная индустриальная компания»
–
2008
Россия
12. ООО «АЛУ- Производство алю11 миниевых профилей млн. евро ПРО» для стеклопакетов 13. ОАО «Энер- Строительство на готехнологии территории зоны электростанции Липецк» мощностью 480 МВт 17 млрд. р.
15
2008
Италия
100
2008
Россия
187
Окончание табл. 8.6 Инвестор Сфера деятельности Инвестиции Персонал Год регистрации Страна
14. ООО «Йоко- Производство автохама Р.П.З». мобильных шин 15. ЗАО «Российский центр нанотехнологий» Широкий спектр наноматериалов: от органических светоизлучающих диодных дисплеев до эмульсий и антибактериальных покрытий
11,7 млрд. р. 6,3 млрд. р.
1300 150
2009 2009
Япония Россия
16. ООО «Липецкий офсетный комбинат»
Выпуск картонной 4 млрд. р. упаковки 2,7 млрд. р.
250
2009
Россия
17. ООО «Граж- Производство пладанские припа- стиковых капсулисы» рованных гильз гражданского назначения Итого
200
2009
Россия
68 млрд. р.
4385
Важным моментом формирования ОЭЗ ППТ «Липецк» является образование производственных кластеров. ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» и ООО «ЛЗСК Оконные системы» будут поставлять соответственно конденсаторы и стеклопакеты ООО «Мондиаль Групп Ист», производящей торгово-холодильное оборудование. Также формируется технологическая цепочка «Бекарт» – «Йокогама». Бельгийская фирма будет поставлять японцам металлокорд, который используется в производстве автопокрышек. Не менее востребованной будет и продукция фирмы «Белон-Метакон», поскольку в создании любого производственного цеха требуются металлоконструкции. Не стоит забывать, что для многих предприятий сырье поставляется с Новолипецкого металлургического комбината. Подобная близость поставщиков и потребителей значительно снижает логистические издержки, что особенно актуально в связи с ростом тарифов на грузоперевозки и повышает безопасность 188
и эффективность производственного процесса, а также производительность труда. Создание ОЭЗ играет важную роль в импортозамещении. Например, возведение завода фирмы ООО «Липецкий офсетный комбинат» позволит производить упаковочные материалы для пищевой промышленности и глянцевые журналы. На данный момент большой объем подобной продукции закупается за рубежом. Схожая ситуация с фирмой ООО «Фенци». Реализация проекта позволит наладить в России производство продукции, импортируемой из Бельгии и Италии. Параллельно с созданием промышленных предприятий происходит формирование инфраструктуры. Планируется осуществить строительство: автодороги «Восточный объезд промышленной зоны», международного аэропорта, железнодорожной станции для резидентов, жилого города-спутника Романово на 80 – 100 тыс. жителей, медицинского и лечебно-диагностического центра, новой подстанции на 40 мегаватт и крупной ТЭЦ общей мощностью 960 мегаватт, административно-деловой центр, работающий по принципу «одного окна», таможенную инфраструктуру. Другая ОЭЗ ППТ «Алабуга» была открыта 20 ноября 2007 г. На церемонии открытия руководитель МЭРиТ Э. Набиуллина отметила: «ОЭЗ сегодня – это не только новые инвестиции, дополнительные доходы в бюджет и рабочие места, но и конкурентоспособное производство». В Республике Татарстан возлагают на ОЭЗ «Алабуга» большие надежды и считают, что ее формирование позволит снизить зависимость экономики от топливной промышленности и вывести на ведущий план такие отрасли как: машиностроение, химию и нефтехимию. По планам руководителей к 2011 г. будет привлечено около 50 – 60 млрд. р. прямых инвестиций, работу получат 30 тыс. человек. Государственные инвестиции в создание инфраструктуры составят 15 млрд. р. Число зарегистрированных предприятий достигнет трех– четырех десятков, половина из которых будут иностранными. Для реализации подобного проекта федеральные и региональные власти ведут активную работу по привлечению инвесторов. Презентация ОЭЗ ППТ «Алабуга» была проведена делегациям: Сингапура, Ирана, Финляндии, Турции, Ирландии, Австрии, Канады, Японии, Китая, Германии, Южной Кореи, Франции и многих других стран. Первые результаты функционирования ОЭЗ ППТ «Алабуга» обнадеживающие – в регион пришло несколько иностранных инвесторов, а обще количество зарегистрированных резидентов достигло девяти (табл. 8.7).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ» з дисципліни «Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз»