Идеальные деньги – индикатор цен, но для купли и продажи товара необходимы реальные деньги, деньги как реализатор цен. Здесь деньги – золото. Ценники на товарах – идеальные деньги, мысленно представляемый образ золота, но реализация товара требует действительного золота, «звонкой монеты» (или заместителей денег – бумажных денег). Деньги как средство обращения – это реальные деньги, потребительная стоимость и стоимость. На уровне годичного продукта движение товарной стоимости по формуле означает, что сначала непосредственной формой стоимости, или носителем стоимости, являются товары, затем товарная стоимость приобретает самостоятельное существование в потребительной стоимости денег. Затем носителем стоимости той же величины вновь становятся потребительные стоимости товаров. При этом происходит общественный «обмен веществ», поскольку товаровладельцы, реализовав свои товары, становятся владельцами денег и расходуют деньги, приобретая другие товары. Вещественное содержание процесса обращения – обмен товаров (Т — Т). Однако обращение товаров (Т — Д — Т) отлично от обмена как формально, так и по существу. Здесь деньги опосредуют обмен товаров, т. е. все вырученные деньги расходуются.
Простейшее объяснение макроэкономического условия равенства дохода и расхода (Y = E) на уровне денег, или обращения товаров Формула обращения может быть записана как (Т — Д1 — Д2 — Т), где Д1 = Д2. В макроэкономике это условие записывается как равенство дохода (Y) и расходов (E), т. е. Y = E. Здесь Д1 – доход, Д2 – расход.
Движение стоимости отдельного товара идет по формуле . Это формула кругооборота, поскольку она начинается с товара и заканчивается товаром. Она включает два метаморфоза товара: первый Т — Д (или продажа), второй Д — Т (или купля). Первый метаморфоз товара – продажа В первом метаморфозе товарная стоимость меняет своего носителя: из непосредственной товарной формы она переходит в непосредственную форму денег. Первый метаморфоз – "переселение товарной стоимости из плоти товара в плоть денег» – представляет наибольшую трудность. Для того чтобы реализация товара состоялась, должны быть выполнены четыре условия. Во-первых, контрагент A должен угадать, какую именно потребительную стоимость произвести, чтобы она удовлетворяла общественной потребности, т. е. определить качество потребительной стоимости . Во-вторых, он должен угадать количество потребительной стоимости данного рода, чтобы по количеству сумма всех товаров данного рода, предлагаемых различными контрагентами, не превышала ПСA . В-третьих, на единицу товара должно быть затрачено общественно необходимое рабочее время . Если индивидуальная стоимость единицы товара больше, чем ОНРВ, то разница не учитывается обществом и представляет потерю для производителя. Если индивидуальная СЕТ меньше ОНРВ, то производитель получает выигрыш, поскольку товар реализуется по общественной стоимости. В-четвертых, сумма стоимости единиц товаров A, производимых различными производителями, не должна превышать СТМA . Продажа товара есть в то же самое время его купля владельцем денег. В данном случае начало кругооборота товара A является завершением кругооборота другого товара, например C. Товар A покупается бывшим владельцем товара C, а теперь владельцем денег C той же стоимости. Первый метаморфоз товара (его превращение из товарной формы в деньги) всегда является в то же время вторым противоположным метаморфозом какого-либо другого товара, обратным превращением последнего из денежной формы в товар.
Второй метаморфоз товара – купля Второй метаморфоз товара – купля (Д — Т) не представляет проблем. Деньги – индивидуализированное общественное богатство, «абсолютно отчуждаемый товар» , образ всех реализованных товаров и образ всех товаров, которые можно купить. Покупатель товаров, в том числе и потребительских, абсолютно свободен в своем выборе. Любой набор, на котором он остановил свой выбор, не нарушает макроэкономического равновесия и является оптимальным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Деньги как средство обращения» з дисципліни «Теорія суспільного багатства. Підстави Мікро- та макроекономіки»