Социальная направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка. Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации. Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны. Каждая отрасль хозяйственной деятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребности пайщиков. Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах. Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие 'необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети. Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха. Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а населения — продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания. Промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению. Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности. Транспорт осуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению. Строительство, как отрасль хозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий. Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения. Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения. Организации потребительской кооперации — местные организации, которые более чем полтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах. В организациях потребительской кооперации трудятся более 400 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслей хозяйства, появление новых видов деятельности будут способствовать привлечению большего количества граждан к общественно полезному труду, сокращению безработицы, особенно в сельской местности. Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками. В 90-е гг. XX столетия — период формирования в стране рыночной экономики — потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы). В этих сложных условиях потребительская кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков. Решая социальные задачи, потребительская кооперация укрепляет кооперативное хозяйство, возвращая к жизни новые отрасли и неработающие предприятия. Кооператоры рассудили так: если покупательная способность пайщиков снизилась и у них нет денег покупать столько товаров, чтобы обеспечить прибыльную деятельность магазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, «сообща» начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги. Многие райпо в пустующих зданиях (бывших оптовых базах, столовых) орга низовали производственные цеха («малое производство»). Например, в Чернян- ском райпо Белгородской области в зда нии оптовой базы организовали крупо рушку и маслобойку. Население стало сдавать на переработку производимую в домашнем хозяйстве продукцию (зерно, семена подсолнечника). Часть продук ции райпо сбывает, пайщикам выплачи вает деньги. На эти деньги пайщики покупают товары в магазинах потреби тельской кооперации. Повысились доходы у населения, и заработали отрасли еятельности: торговля, заготовки, промышленность. В Богучарском райпо Воронежского облпотребсоюза открыли мини-молокозавод, на котором в две смены трудятся 13 человек. Райпо закупает в домашних хозяйствах населения молоко и перерабатывает, получая сливочное масло, творог, кисломолочную и другую продукцию. Только за 10 месяцев 2000 г. сдатчикам молока выплачено 1,2 млн р. Эти деньги пополнили доходы населения, на которые покупаются товары в кооперативных магазинах. К тому же 13 человек получили работу. Многие кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил два колхоза. Кооперативные организации выращивают зерновые культуры, картофель, овощи, занимаются животноводством. В результате получен и экономический, и социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством, сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производить сельскохозяйственную продукцию, перерабатывать ее и получать товары для продажи в магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чем частник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперации помогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельность потребительской кооперации Можно привести много подобных примеров усиления социальной направленности деятельности потребительской кооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете «Российская кооперация». Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений. Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации» з дисципліни «Основи споживчої кооперації»