Развитие потребительской кооперации России в период с 1831 по 1904 г.
В истории развития потребительской кооперации дореволюционной России можно выделить три периода: I период — с 1831 по 1860 г. II период — с 1861 по 1904 г. III период — с 1905 по 1917 г. Первый период истории потребительской кооперации России начинается с 1831 г. и длится до отмены крепостного права. Первый период характеризуется образованием докооперативных форм предприятий, потому что в это время еще не было предпосылок для создания потребительских кооперативов. Несмотря на то что интеллигенция распространяла кооперативные идеи и знания, не было самого главного: людей, для которых кооперация была бы жизненно необходима. Прогрессивные общественные деятели того времени, анализируя пассивность населения по отношению к кооперативному движению, выделяли следующие причины: чрезвычайно низкая культура, отсутствие общественных навыков, опыта, вековое недоверие в народе к торговому делу и, главное, отсутствие политической свободы, необходимой как воздух каждому общественному движению. В первый исторический период — предысторию кооперативного движения — была создана Большая артель декабристов (1831 г.) и несколько малоизвестных потребительских кооперативов. Второй период истории потребительской кооперации начинается после отмены крепостного права и длится до начала первой революции 1905 г. После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. в России стало развиваться кооперативное движение как массовое социально-экономическое движение трудящихся. Крестьянская реформа стала началом капиталистического периода развития России. С отменой крепостного права и развитием капитализма стали развиваться города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги, увеличивалась численность рабочего класса. В результате земельной реформы усилилось расслоение крестьян, увеличилось количество бедных крестьян. В этот период обострились проблемы по обеспечению населения продуктами питания и другими потребительскими товарами. Непомерная жадность купцов и мелких торговцев (лавочников), уста- навливавших высокие цены на товары, заставляла наиболее нуждающиеся слои населения (служащих, рабочих, крестьян) создавать потребительские общества для защиты от торговой эксплуатации. Идейными вдохновителями, а часто и организаторами потребительских обществ были представители прогрессивной российской интеллигенции: писатели, профессора, врачи, учителя. Характерной особенностью второго периода является медленное развитие потребительской кооперации. Всего за 1861—1904 гг. возникло (по числу утвержденных уставов) 1604 потребительских общества. Из них свыше 40% обществ прекратили свою деятельность. На 1 января 1905 г. в России функционировало около 950 потребительских обществ. По социальному составу членов-пайщиков из 950 действовавших потребительских обществ на 1 января 1905 г. 67% составляли сельские потребительские общества, 23,5% — зависимые фабрично-заводские и железнодорожные общества, 0,3% — независимые рабочие общества, 9,2% — всесословные и прочие потребительские общества. Следует отметить, что в конце XIX столетия были созданы организационно-правовые предпосылки для развития потребительской кооперации. Потребительские общества стали объединяться в потребительские союзы. В 1897 г. правительство утвердило Нормальный (типовой) устав потребительского общества. Право утверждения кооперативных уставов было передано из ведения Министерства внутренних дел в Петербурге губернатору каждой губернии. Новый порядок утверждения уставов упростил и ускорил регистрацию потребительских обществ в регионах. В 1898 г. был организован первый Центральный союз, названный Московским союзом потребительских обществ (МСПО)1. Утверждение Нормального устава и создание МСПО способствовали росту потребительских обществ и потребительских союзов, укреплению единой системы потребительской кооперации России. Развитие потребительской кооперации России в период с 1905 по 1917 г. Третий период истории потребительской кооперации России начинается с 1905 г. и длится до Октябрьской революции 1917 г. Условия для развития потребительской кооперации в этот период изменились. С 1905 г. капиталистические отношения в России усилились. Коммерческие предприятия стали укрупняться как в сфере производства, так и в сфере торговли, в том числе в розничной торговле. Чтобы быть конкурентоспособными с коммерческими торговыми предприятиями, потребительские общества также начали укрупняться: несколько потребительских обществ объединяли свое имущество и пайщиков и создавали одно крупное потребительское общество. Вновь образуемые потребительские общества представляли собой крупные предприятия. Например, в г. Москве было создано всесословное кооперативное общество потребителей под названием «Кооперация», которое объединяло 90 тыс. членов. Крупные потребительские общества создавались в России повсеместно. Третий период характеризуется усиленным ростом потребительских обществ и их союзов, укреплением организационной структуры и социально-экономической деятельности потребительской кооперации. Рост численности бедного населения, искавшего защиту от эксплуатации в сфере торговли, способствовал увеличению потребительских обществ. На 1 января 1917 г. насчитывалось уже 23 500 потребительских обществ, т. е. за 12 лет их число увеличилось почти в 25 раз. Численность членов-пайщиков к этому времени достигла 6 млн 800 тыс. человек. В условиях возрастающей конкуренции потребительские общества укрупнялись и объединялись в потребительские союзы. Важное значение для развития кооперативов имело создание в 1912 г. кооперативного Московского банка (МКБ), который осуществлял кредитование кооперативов на выгодных условиях. В этот период организации потребительской кооперации развивали розничную торговлю и другие отрасли, создавая многоотраслевое хозяйство. Развитие потребительской кооперации с февраля по октябрь 1917 г. происходило в обстановке все более обостряющегося продовольственного кризиса и расстройства хозяйственной жизни страны вследствие политической нестабильности и антинародной политики правительства. Приток пайщиков в потребительскую кооперацию увеличился. Таким образом, потребительская кооперация в дореволюционной России выполняла социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие потребительской кооперации России в период с 1831 по 1904 г.» з дисципліни «Основи споживчої кооперації»