КОМПЛЕКС МЕР, РАЗРАБОТАННЫЙ ГОСУДАРСТВОМ, ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
После того как Совет Федерации одобрил, Президент РФ подписал Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данное решение призвано уменьшить налоговый пресс в довольно-таки непростой экономической ситуации, сложившейся в стране и в мире в целом за последнее время. В связи с этим уменьшаются сроки вступления в законную силу нормативных актов о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. Долги ликвидированных банков, не перечисливших переведенные налогоплательщиками налоговые сборы, признаются безнадежными. Детализируется сама процедура приостановления операций по банковским счетам организаций и индивидуальных предпринимателей. Оговариваются следующие моменты и новации: 1) камеральная проверка - проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком именно налоговой декларации, а не иных документов; 2) в ходе налоговых проверок допускается использование доказательств, полученных только в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ); 3) усиливается ответственность банков за нарушение своих обязанностей - ужесточается система штрафов. Освобождаются от обложения НДС: 1) реализация на территории РФ лома и отходов черных металлов по аналогии с ломом и отходами цветных металлов (ч. 2 ст. 149 НК РФ); 2) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (ч. 7 ст. 150 НК РФ). Для подтверждения права на получение возмещения НДС при вывозе товаров достаточно представить в налоговые органы реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении экспортируемых товаров либо о фактически вывезенных товарах с необходимыми отметками таможенного органа. Срок представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС, продлевается на 90 дней. Очень радует целый ряд важнейших положений по налогу на прибыль организаций: ставка по налогу на прибыль снижается с 24 до 20% (сокращена часть налога, зачислявшаяся в федеральный бюджет, региональная же его составляющая осталась без изменения - 17,5%). Государство стремится внести свою лепту в поддержку малого и среднего предпринимательства в России, понимая, что данный сектор экономики является исторически сложившимся, основополагающим, специфичным для России базисом стабильности и дальнейшего прогрессивного развития рынка страны. Для этих целей банкам из государственных средств, непосредственно предназначенных для предприятий малого бизнеса, увеличат объемы финансирования. Малому бизнесу будут предоставляться кредитные ставки не выше 11%, а банкам в свою очередь - государственные гарантии по этим кредитам. Только лишь Внешэкономбанком и Российским банком развития объем финансирования малого бизнеса будет увеличен с 9 до 30 млрд. руб. Кроме этого, еще 10,5 млрд. руб. будут выделены региональным банкам на эти же цели из федерального бюджета в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов, о чем на X съезде партии "Единая Россия" сообщил Председатель Правительства РФ. Планируется, что объем средств, предоставляемых в вышеуказанных целях, составит 17 млрд. руб. в 2010 г. и 22 млрд. руб. - в 2011 г. Вице-президент "Промсвязьбанка" Елена Махота, глава департамента малого и среднего бизнеса, считает, что объем средств, выделяемых на кредитование малого бизнеса, не удовлетворяет потребности этого сегмента в финансировании. Совокупный портфель кредитов малому бизнесу всех российских банков на сегодня составляет 40 - 50 млрд. долл., большая доля у "Сбербанка", т.е. 30 млрд. руб. в следующем году - это всего лишь 1 млрд. долл. "Этого недостаточно", - сказала Е. Махота, заметив, однако, что точно оценить потребность рынка в кредитовании довольно сложно. Возникающая в процессе кредитования необходимость государственных гарантий уже прописана в законе, что означает, что Внешэкономбанк вправе выступать таким гарантом. Но так как сам Внешэкономбанк будет не в состоянии контролировать все перемещения выделенных средств, сложилось мнение, что для этого необходимо будет создать региональные фонды как гарант рисков невозвратов по кредитам для банков (субсидирование процентных ставок и государственные гарантии). "Малый бизнес является более мобильным и гибким, что позволяет оперативно менять саму модель ведения бизнеса и этим самым адаптироваться к быстро изменяющимся условиям экономики, развиваясь за счет собственных средств, не имея широкого доступа к кредитным ресурсам, обладает финансовой независимостью от внешних источников заимствования", - сказал Сергей Дзюбенко (член правления ОАО "Сведбанк"). На данный период три четверти компаний малого и среднего бизнеса в той или иной степени почувствовали влияние мирового экономического кризиса. Его основной проблемой является прогрессирующий дефицит финансовых ресурсов. Банки фактически свернули программы кредитования, что привело к недостатку оборотных средств предприятий и, как следствие, задержкам во взаиморасчетах между сторонами хозяйственных отношений. Разработкой мер и вопросами поддержки малого бизнеса занимается и общественное объединение "Опора России". Представители банковского сообщества, конечно, утверждают, что продолжают и сегодня выдавать кредиты малому бизнесу. Банкиры заявляют о том, что программы кредитования малого и среднего предпринимательства не сворачиваются. Вместе с тем вынужденно ужесточаются требования к заемщикам, увеличиваются процентные ставки, банки более тщательно относятся к выбору заемщиков и кардинально меняют доступность столь необходимых средств в и без того сложной экономической ситуации. "Все вышеперечисленные меры вызваны удорожанием денег на международных финансовых рынках", - заявляют банкиры. План действий по преодолению последствий мирового финансового кризиса, одобренный Правительством (табл. 2), предусматривает, что банки, получающие государственную поддержку, сами определяют объемы финансирования, в том числе двух главных направлений - сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса. В этом случае правительство не будет оказывать какого-либо давления на банки и директивно предписывать, в каких объемах финансировать те или иные отрасли <8>. -------------------------------- <8> Гудилина Ю. Кредитный кооператив - альтернатива банковскому займу? // Консультант. 2006. N 19.
Таблица 2 План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики
N Содержание мероприятия Вид документа (действий) Дата проведения мероприятий Ответственные исполнители Развитие финансовой и банковской системы
1. Совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, в том числе кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации Проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты ФСФР России
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, ФСФР России, Банк России
2. Совершенствование механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций Проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации, приказы Минэкономразвития России
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, ФСФР России, Банк России
3. Совершенствование залоговых правоотношений в ходе дела о банкротстве, в том числе упрощение механизма обращения взыскания и реализации заложенного имущества за счет введения внесудебного порядка и введение безусловного погашения требований залоговых кредиторов
Проект федерального закона
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России
4. Расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда
Проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации
Декабрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, Минздравсоцразвития России, ФСФР России
5. Обеспечение возможности допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России с передачей функций надзора и регулирования экономических показателей профессиональных участников Банку России
Проект федерального закона
Февраль 2009 г.
Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России, Банк России
6. Снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования, в том числе: 1) пересмотр существующего ограничения на оплату уставного капитала путем зачета требований к обществу; 2) расширение возможностей для выпуска обществом необеспеченных облигаций; 3) пересмотр существующих способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала и снижении стоимости чистых активов
Проект федерального закона
Ноябрь 2008 г.
ФСФР России, Минэкономразвития России, Минфин России, Банк России
7. Разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства
Проект федерального закона
I квартал 2009 г.
Минэкономразвития России, ФСФР России, Минфин России, Банк России
8. Введение института депозитарного учета закладных, снижающего издержки при их обращении, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов
Проект федерального закона
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, ФСФР России, Банк России
9. Введение института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций
Проект федерального закона
Декабрь 2008 г. ФСФР России, Минэкономразвития России, Минфин России
10. Уточнение условий выпуска биржевых облигаций, в том числе разрешение выпуска биржевых облигаций сроком до 3 лет
Проект федерального закона
Ноябрь 2008 г.
Минфин России, ФСФР России, Банк России Поддержка внутреннего спроса
1. Обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам с выделением товаров массового производства
Проект федерального закона
Декабрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России
2. Установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа (до 31 декабря 2010 г.)
Приказ Минэкономразвития России
Ноябрь 2008 г. Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России
3. Регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров
Проект федерального закона, директивы представителям государства
I квартал 2009 г. ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, ФАС России
4. Уточнение и поддержка инвестиционных программ субъектов естественных монополий и государственных корпораций на 2009 - 2011 гг. в связи с изменением конъюнктуры товарных рынков и условий привлечения финансовых средств
Директивы представителям государства
Ноябрь - декабрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минтранс России, субъекты естественных монополий
5. Увеличение в 2008 - 2009 гг. объемов субсидирования российских организаций - экспортеров промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для производства продукции на экспорт
Проект постановления Правительства Российской Федерации
Ноябрь 2008 г.
Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития России
6. Определение коммерческими банками (в том числе банками с государственным участием), использующими различные формы государственной поддержки (в том числе получившими субординированные кредиты), объемов кредитования предприятий оборонно- промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства
Рекомендации коммерческим банкам по изменению внутренних документов, директивы представителям государства
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, Минсельхоз России, Банк России
7. Рекомендации коммерческим банкам (в том числе банкам с государственным участием), использующим различные формы государственной поддержки (в том числе получившим субординированные кредиты), в приоритетном порядке направлять средства на поддержку следующих секторов экономики: автомобилестроение; сельхозмашиностроение; авиационные перевозки; жилищное строительство
Рекомендации коммерческим банкам по изменению внутренних документов, директивы представителям государства
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, Минпромтор России, Минтранс России, Минрегион России, Банк России
8. Проведение мониторинга объемов средств, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики
Доклад
Ежемесячно
Минэкономразвития России, Банк России
9. Упрощение процедуры предоставления государственных гарантий Проект федерального закона Декабрь 2008 г. Минфин России Минэкономразвития России
10. Подготовка предложений по предоставлению в 2009 г. государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями, выполняющими государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ
Проект федерального закона
I квартал 2009 г.
Минфин России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, ГК "Роскосмос", ГК "Росатом", Ростехнологии
11. Совершенствование бюджетного процесса в целях создания возможностей проведения лизинговых операций при государственных закупках
Проект федерального закона
Январь 2009 г.
Минфин России
12. Обеспечение возможности объявления конкурсов по государственному заказу на 2009 - 2010 гг. в декабре 2008 г.
Ведомственные акты Ноябрь 2008 г. Минфин России, Минэкономразвития России
13. Усиление контроля со стороны Банка России за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки (назначение специального представителя Банка России)
Проект федерального закона
Ноябрь 2008 г.
Минфин России, Минэкономразвития России, Банк России
14. Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг) Директивы представителям государства в банках, решение наблюдательного совета Внешэкономбанка
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, Банк России
15. Внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие выдачу авансов, в части изменения условий авансирования выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и государственным оборонным заказом
Проект федерального закона
Январь 2009 г.
Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России, Минобороны России, ГК "Роскосмос", ГК "Росатом", Ростехнологии
16. Осуществление с 1 января 2010 г. переноса ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования в целях стимулирования обновления соответствующего оборудования
Проект постановления Правительства Российской Федерации
Ноябрь 2008 г.
Минэкономразвития России, Минфин России, Минэнерго России
17. Уточнение ставок ввозных таможенных пошлин по широкому перечню товаров Проект постановления Правительства Российской Федерации
Ноябрь 2008 г. Минэкономразвития России, Минфин России, Минпромторг России, Минсельхоз России, ФТС России, ФАС России Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан
1. Проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации
Ведомственные акты Минздравсоцразвития России
Ноябрь 2008 г.
Минздравсоцразвития России
2. Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр
Ведомственные акты Минздравсоцразвития России
Ноябрь 2008 г.
Минздравсоцразвития России
3. Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда Проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации
Ноябрь 2008 г.
Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минрегион России
4. Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице Проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации I квартал 2009 г. Минздравсоцразвития России, Минфин России Жилищное строительство
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОМПЛЕКС МЕР, РАЗРАБОТАННЫЙ ГОСУДАРСТВОМ, ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА» з дисципліни «Кредити для малого бізнесу в умовах кризи»