Служба внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. Ее создание начинается с внесения соответствующего раздела в устав банка и разработки и принятия внутреннего нормативного акта — положения о службе внутреннего контроля банка, которым регламентируются цели и задачи службы, организация ее деятельности, требования к руководителю и сотрудникам, их права и обязанности. Это положение разрабатывается в соответствии с Положениями «Об организации внутреннего контроля в банках», утвержденным приказом Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372, и от 28 ноября 2001 г. № 160-П «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Положение о службе внутреннего контроля банка утверждается советом директоров банка. Руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы должен обеспечить независимость при выполнении им и службой внутреннего контроля функций, определенных Положением об организации внутреннего контроля в банках и локальными документами банка, от исполнительного органа банка. Обязательные требования к сотрудникам службы внутреннего контроля: • к руководителю — наличие высшего экономического или юридического образования и стажа работы в подразделении кредитной организации на участках, связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков, в общей сложности не менее трех лет; • к сотрудникам — наличие высшего образования, соответствующего характеру выполняемых функций, необходимых профессиональных навыков и квалификации. Руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля не вправе совмещать свою деятельность с исполнением других обязанностей в банке. О результатах своей деятельности служба внутреннего контроля отчитывается перед органами управления банка на основании и в порядке, установленном положением банка о службе внутреннего контроля. Основные цели службы внутреннего контроля заключается в обеспечении: • сохранности активов (имущества) банка и достижения им уставных целей; • порядка функционирования банка, установленного для его сотрудников федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указаниями Банка России и иными регулятивными требованиями, а также стандартами деятельности и нормами профессиональной этики, внутренними документами, определяющими политику и регулирующими деятельность банка; • контроля за деятельностью персонала банка, направленной на своевременное обнаружение (идентификацию), оценку и принятие мер по минимизации рисков (в том числе возникающих в результате действий противоправного характера); • противодействия банка незаконной легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем. Основные направления деятельности службы внутреннего контроля: • контроль за соблюдением установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов; • обеспечение принятия руководством банка своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка; • обеспечение выполнения персоналом требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности; • разработка системы мер противодействия незаконной легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и организация ее функционирования; • организация взаимодействия со службой безопасности в целях защиты от противоправных посягательств на интересы банка. Основные функциональные обязанности службы внутреннего контроля: • текущий контроль порядка функционирования банка с целью своевременного выявления рисков (в число которых входят риски преступных посягательств на интересы банка) банковской деятельности; • предварительные, текущие и последующие проверки деятельности персонала банка с целью выявления возможного несоответствия действий сотрудников требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих работу и определяющих политику банка, должностным инструкциям; • контроль за соблюдением порядка кадрового обеспечения банка, организация доступа сотрудников к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов; • контроль за соблюдением сотрудниками банка порядка совершения банковских операций и разграничения полномочий по принятию решений; • административное расследование фактов нарушения сотрудниками законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, решений органов управления кредитной организации и своих должностных инструкций; • разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений; • проверка знания сотрудниками банка требований федерального законодательства, нормативных актов Банка России, иных подзаконных и ведомственных актов, внутренних документов банка, регламентирующих служебные обязанности сотрудников.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация службы внутреннего контроля банка» з дисципліни «Концепція та система безпеки банку»