В соответствии с главой 26.2 НК РФ на упрощенную систему налогообложения могут перейти предприятия розничной торговли, у которых одновременно соблюдаются следующие условия: 1) доход от реализации товаров без НДС за девять месяцев, предшествующих переходу, не превысил сумму 15 млн. руб. (умноженную на коэффициент-дефлятор (см. табл. 3.7 главы 3); 2) совокупная остаточная стоимость внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов) не выше 100 млн. руб.; 3) средняя численность персонала не более 100 человек; 4) некоторые иные ограничения по перечню ст. 346.12 (в нашем исследовании не применяемые). При использовании упрощенной системы налогообложения взимается единый налог, который заменяет несколько налогов общего налогового режима: НДС (исключая НДС на таможне при ввозе товаров и по операциям в соответствии с договором простого товарищества, доверительного управлении имуществом или концессионным соглашением), налог на прибыль и налог на имущество. Отчисления на социальное страхование и обеспечение ограничивается двумя компонентами: 1) взносами в пенсионный фонд в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008 г.); 2) отчисления на обязательное страхование в соответствии с законами: от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" (в редакции от 21.07.2007 г.); от 19.12.2006 г. N 235-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год"; от 21.07.2007 г. N 186-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Взносы в пенсионный фонд начисляются по следующим ставкам (см. табл. 7.7).
Таблица 7.7. Ставки взносов в ПФ РФ для торговых предприятий
┌────────────────────┬────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Налоговая база на │Для лиц 1966 года рождения и│ Для лиц 1967 года рождения и моложе │ │ каждого работника │ старше │ │ │ нарастающим итогом ├────────────────────────────┼────────────────────────┬────────────────────────────┤ │ (руб.) │На финансирование страховой │ На финансирование │ На финансирование │ │ │ части трудовой пенсии │страховой части трудовой│накопительной части трудовой│ │ │ │ пенсии │ пенсии │ ├────────────────────┼────────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────────┤ │ До 280 000 │ 14,0% │ 8,0% │ 6,0% │ ├────────────────────┼────────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────────┤ │От 280 001 до 600│ 39 200 руб. + 5,5% от │ 22 400 руб. + 3,1% от │ 16 800 руб. + 2,4% от │ │000 руб. │ превышения над 280 000 │ превышения над 280 000 │ превышения над 280 000 │ ├────────────────────┼────────────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────────┤ │Свыше 600 000 руб. │ 56 800 руб. │ 32 320 руб. │ 24 480 руб. │ └────────────────────┴────────────────────────────┴────────────────────────┴────────────────────────────┘
В рассматриваемом примере используется общая ставка социальных платежей, равная 14,2% от начисленной оплаты труда. Другие налоги уплачиваются в общем порядке. К ним относятся следующие налоги: налог на доходы физических лиц, земельный налог и налог на имущество организаций. Налог на доходы физических лиц - по ставке 13% (без учета вычетов) от начисленной оплаты труда. Земельный налог - по ставке 1,5% от кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного площади участка, который принадлежит магазину. Как и в общем режиме принята величина 9700 руб. для магазина, расположенного в кадастровом квартале N 13105 Санкт-Петербурга (см. постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 г. N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге"). Рассматриваются оба варианта налогообложения, предоставляемые на выбор налогоплательщику: 1) налог на признанные доходы по ставке 6%; 2) налог на разницу между признанными доходами и расходами по ставке 15%. Состав расходов расшифровывается в ст. 346.16 НК РФ. Примечание. Согласно Федеральному закону от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ с 01.01.2009 г. законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки в пределах 5-15% (см. п. 7.5 ). При расчете налога по ставке 6% от доходов следует помнить, что его сумма уменьшается на величину платежей в социальные фонды и выплат работникам по временной нетрудоспособности (см. ст. 346.21 НК РФ) При расчете налога на разницу между доходами и расходами по ставке 15% необходимо иметь в виду, что модель хозяйственной деятельности исследуемого магазина формируется на базе налоговых проводок, поэтому в ней отсутствуют разницы, связанные с отличием отражения стоимости основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. Ниже в табл. 7.3 сосредоточены ежемесячные журналы хозяйственных операций для обоих вариантов УСН (второй отличается только цифрами, выделенными курсивом в нескольких проводках). До рассмотрения результатов расчетов балансов следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. Терминология НК РФ не совпадает с той, которая употребляется в повседневной экономической практике торговых организаций. Под доходами в сфере розничной торговли обычно понимаются суммы торговых наценок (нетто или брутто), а при выявлении величины прибыли с ними сопоставляются издержки обращения и величина НДС (см. табл. 7.1 и 7.6 ). В главе 26.2 НК РФ (со ссылкой на ст. 249 НК РФ) определено, что доходом в розничной торговле служит выручка от продажи товаров. В качестве расходов в ст. 346.16 НК РФ предлагается считать покупную стоимость товаров с НДС (см. п. 8 и 23). Если исходить из этого определения, то и без формирования налоговых моделей можно установить, что при значениях торговой наценки-нетто ниже 35-40% от покупной стоимости товаров без НДС, вариант налога на доходы по ставке 6% гораздо менее выгоден, нежели вариант налога на разницу доходов и расходов по ставке 15%. Расчеты должны подтвердить данное обстоятельство. Кроме того, следует иметь в виду, что в режиме УСН расчеты величин амортизации основных средств магазина производятся с использованием сведений табл. 7.2 . В ней установлено, что они имеют срок полезного использования 25 лет, амортизировались до момента перехода на УСН 5 лет, а затем будут амортизироваться в течение 10 лет (см. ст. 346.16 НК РФ). Учитывая все предыдущие рассуждения, можно сформировать налоговую модель работы магазина в рамках УСН в виде комплекса следующих проводок (см. табл. 7.8 ).
Таблица 7.8. Журнал хозяйственных операций магазина, работающего в упрощенной системе налогообложения доходов по ставкам 6% (УСН-6%) и 15% (УСН-15% - курсив)
Сопоставление сведений в табл. 7.9 и 7.10 подтверждает предварительное утверждение, что вариант налогообложения выручки по ставке 6% существенно хуже, чем вариант налогообложения разницы между доходами и расходами по ставке 15%.
Таблица 7.11. Компоненты ежемесячной выручки магазина, работающего в режимах УСН-6% и УСН-15% (курсив)
Из материалов табл. 7.11 и 7.12 очевидно, что лучшими для проведения анализа с экономической точки зрения являются компоненты торговой наценки. Сравнение уровня рентабельности исследуемого магазина розничной торговли при работе в рамках ОСН и УСН показывает, что торговая деятельность в режиме упрощенной системы в варианте налогообложения разницы между доходами и расходами по ставке 15% выгоднее. Для конкретного торгового предприятия данный вывод должен быть подкреплен дополнительным анализом влияния на прибыль (чистую прибыль) наиболее значимых статей расходов в составе его торговой наценки. Оценка эффективности региональных ставок представлена в п. 7.5 . Как упоминалось выше, для малых предприятий розничной торговли законодательством установлен еще один режим налогообложения с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). Если магазин имеет площадь торгового зала менее 150 кв. метров, то в соответствии с законодательными актами большинства муниципальных органов власти страны он обязан перейти на данный режим налогообложения. Если рассматриваемый магазин может официально уменьшить площадь своего торгового зала (т.е. площадь, непосредственно используемую для обслуживания покупателей), например до 149 кв. метров, что на практике не представляет больших затруднений, он должен будет перейти на режим налогообложения с ЕНВД. Рассмотрим, насколько рентабельным будет этот вариант налогообложения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Налоговый учет розничных продаж в режиме УСН» з дисципліни «Податковий облік в торгівлі»