ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Організація діяльності центрального банку

Кредитование государства и управление государственным долгом
Для решения социально-экономических задач, стоящих перед обществом, государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Одним из основных источников является государственный кредит. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство выступает заемщиком, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство может являться как заемщиком, так и кредитором.
Основными формами кредитования государства являются:
· государственные займы;
· гарантирование государством кредитов.
Внешние государственные займы привлекаются и используются для:
· покрытия дефицита республиканского бюджета;
· пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
· реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
· решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
· импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
· поддержки экономических реформ.
Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется срочностью, платностью, возвратностью. Однако его отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются на покрытие дефицита государственного бюджета; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, неиспользованные для текущего потребления.
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для денежного обращения по сравнению с монетарными инструментами. Это достигается на основе перераспределения временно-свободных денежных средств от физических и юридических лиц к правительству без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи обусловливает развитие международных форм государственного кредита. В систему кредитных отношений включают и условный государственный кредит. В данном случае государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранными заемщиками местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг. В зависимости от рынка размещения, вида валюты и пр. государственный долг делится на внешний и внутренний. К внешнему долгу относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко внутреннему долгу – кредиты от национальных банков; государственные займы в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Государственный долг также подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
На сегодняшний день существуют три основные формы покрытия государственного долга:
1) добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке;
2) вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа, казначейские обязательства, векселя Министерства финансов Республики Беларусь;
3) дружеский (административный) кредит центрального банка правительству.
Рост государственного долга, помимо экономических выгод, влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые предприятия, инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга за границу вызывают перевод определенной части реального ВВП за рубеж. В-четвертых, государство переносит реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений.

Таблица 8.1.1. Структура и динамика государственного долга Республики Беларусь за 2004-2005 гг. (в млрд. руб.)
№ Категория и компонент данных в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД) МВФ Период
01.01.04 01.01.05 01.09.05
1 Долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, всего 3 923.9 4 453.9 4 477.1
2 Внутренний 2 619.4 2 845.8 3 155.3
3 Внешний 1 304.6 1 608.1 1 321.7
4 Долг центрального правительства 2 645.8 3 146.2 3 398.8
5 Внутренний долг по срокам погашения 2 023.7 2 214.0 2 570.7
6 Долгосрочный 1 636.9 1 842.0 1 763.6
7 Краткосрочный 386.8 372.0 807.1
8 Внешний долг по срокам погашения 622.1 932.2 828.1
9 Долгосрочный 622.1 932.2 828.1
10 Краткосрочный 0 0 0
11 Долг, гарантированный центральным правительством 1 278.1 1 307.7 1 078.3
12 Внутренний 595.6 631.8 584.6
13 Внешний 682.5 675.9 493.6

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Положением “О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов”, одобренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 июня 1998 года № 826/23 и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” от 28 октября 2004 года.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Согласно статьи 33 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2005 года установлен в размере 2 млрд. долларов США. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2005 года составил 624,1 млн. долларов США (таблица № 2).
Таблица 8.1.2. Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2005г 01.07.2005г
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 429,6 386,1
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 311,5 238,0
Всего 741,1 624,1

Уточненные показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица № 3).
Таблица 8.1.3. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности 01.01.2004г. 01.01.2005г.
- отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, % 6,4 4,8
- отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, % 4,2 3,2
- отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % 1,7 1,5

Национальный банк Республики Беларусь принимает непосредственное участие в мероприятиях по управлению государственным долгом. Он является финансовым агентом правительства в обслуживании государственного внутреннего долга, кредитует государство при осуществлении централизованных государственных программ на возвратной основе и др.
Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.
Государственный долг Республики Беларусь полностью обеспечивается всем находящимся в ее собственности имуществом. Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в форме:
· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Беларусь с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
· государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Беларусь;
· договоров о предоставлении государственных гарантий Республикой Беларусь, договоров поручительства Республикой Беларусь по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
· переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Республики Беларусь на основе принятых законов;
· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.
Правительство Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь:
· обосновывают необходимость привлечения внешних государственных займов, анализируют возможность такого привлечения с учетом уровня кредитоспособности государства и готовят предложения по лимиту внешнего государственного долга;
· оценивают условия, на которых предоставляются внешние государственные займы;
· проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего государственного долга по отношению к его лимиту, а также использования внешних государственных займов;
· определяют порядок выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.
Государственные долговые обязательства классифицируются по различным основаниям:
1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;
2. По месту размещения – внутренние и внешние;
3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные, когда облигации свободно покупаются и продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные –не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или муниципальные).
5. По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.
6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, продающиеся со скидкой, а выкупающиеся по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.
Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.
Таблица 8.1.4. Финансирование дефицита республиканского бюджета (млрд. руб.)
ОБЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 910.0
Внутреннее финансирование 386,3
ИСТОЧНИКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ОТ БАНКОВ, ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 278,0
привлечение средств 1 078,0
погашение основного долга -800,0
ПРОЧИЕ ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ -6,8
получение средств 8,1
в том числе поступления непогашенной задолженности за энергоносители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 года 8,1
погашение основного долга -14,9
в том числе погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года -14,9
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВУ ИМУЩЕСТВА 100,0
ИЗМЕНЕНИЕ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА 15,1
остатки на начало отчетного периода 15,1
Внешнее финансирование 524,0
КРЕДИТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ -30,7
использование кредитов 20,4
погашение основного долга -51,1
КРЕДИТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ -157,5
погашение основного долга -157,5
ПРОЧИЕ ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 711,9
получение средств 776,9
погашение долга -
Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь. Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:
· для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;
· для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.
К государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:
· государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;
· государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более.
Государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации (далее - облигации) могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами. Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций. Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение (процентный доход). Процентный доход выплачивается в течение срока обращения облигаций или при их погашении в порядке и размерах, установленных Министерством финансов.
Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных Законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета и могут уточняться при его исполнении с учетом условий финансирования дефицита бюджета, определенных Законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Национальный банк выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за общим количеством облигаций. Отношения Национального банка и Министерства финансов по размещению, обслуживанию и погашению облигаций регулируются договорами.
Очередной выпуск облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов об объеме выпуска, номинальной стоимости, валюте номинала, сроке обращения, датах выпуска и погашения, порядке выплаты дохода, а также других условиях, объявляемых юридическим лицам - резидентам и нерезидентам Республики Беларусь не позднее чем за три дня до даты выпуска облигаций. Размещение облигаций осуществляется путем их продажи Министерством финансов юридическим лицам, в том числе Национальному банку.
Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в сроки, указанные в глобальном сертификате, в той валюте, в которой выражен номинал облигации, и поручает Министерству финансов не позднее чем за два рабочих дня до установленных сроков погашения и выплаты дохода по облигациям перечислять Национальному банку необходимые для этого денежные средства в полном объеме.
Долгосрочные государственные облигации не обращаются на вторичном рынке ценных бумаг. При этом установлено, что:
· объемы государственного займа по данному виду облигаций устанавливаются ежегодно при формировании республиканского бюджета;
· срок обращения облигаций не должен составлять менее года;
· доход по облигациям выплачивается их владельцу ежегодно в виде процентов, начисляемых от номинальной стоимости облигаций и не превышающих ставки рефинансирования Национального банка, а также при погашении облигаций - в размере номинальной стоимости облигаций и указанных процентов.
В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» государственным внутренним долгом является выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. В законе о бюджете на очередной год устанавливается предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга. Формами внутренних государственных заимствований являются:
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
· кредиты, полученные государством от кредитно-финансовых организаций и от Национального банка.
Помимо выпуска государственных облигаций, для финансирования дефицита государственного бюджета Министерство финансов производит эмиссию облигаций государственного выигрышного валютного займа и облигаций государственного сберегательного займа.
Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый (бюджетный) год и могут уточняться при его исполнении.
Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов утверждает условия и устанавливает в них: объем эмиссии, дату выпуска, дату погашения, срок обращения, дату выплаты дохода, номинал, процентную ставку дохода, сумму начисленных процентов, подлежащую розыгрышу, количество тиражей выигрышей, объемы выигрышей, наименование валюты займа и другое.
Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме, размещаются на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, являющиеся агентами Министерства финансов, в течение срока обращения облигаций по курсовой стоимости. Величина курсовой стоимости облигаций устанавливается Министерством финансов и зависит от времени их приобретения. Функции по размещению, обслуживанию и погашению облигаций осуществляются банком-агентом в порядке, определяемом договором между Министерством финансов и указанным банком.
Облигации предоставляют право их владельцам на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость выплачивается при погашении облигации.
Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей. Порядок проведения тиражей выигрышей определяется Министерством финансов в соответствии с условиями выпуска облигаций и с соблюдением следующих требований:
· разыгрывается сумма или часть суммы начисленных процентов по реализованным облигациям;
· количество тиражей выигрышей за период обращения облигаций должно быть не менее двух.
Также одной из форм государственного долга выступают векселя Правительства Республики Беларусь. Вексель Правительства Республики Беларусь - государственная ценная бумага, представляющая собой безусловное обязательство Правительства Республики Беларусь, от лица которого выступает Министерство финансов (векселедатель), уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя, указанному на нем, либо другому лицу, указанному посредством передаточной надписи (индоссамента), в установленный срок или по предъявлении.
Выпуск векселей осуществляется:
· в целях привлечения временно свободных денежных средств юридических лиц, а также в иных целях в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Векселедержателями могут быть только юридические лица (резиденты либо нерезиденты) Республики Беларусь;
· на основании Закона Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, решений Правительства Республики Беларусь, которыми определяются основные параметры выпуска (цель привлечения, объемы выпуска, размер уплачиваемых процентов, сроки погашения и др.). Подготовку проектов решений осуществляет Министерство финансов.
Правительство Республики Беларусь выпускает только простые векселя на бланках специального образца с соответствующими элементами защиты от подделки как в валюте Республики Беларусь, так и в иностранной валюте.
Вексель может быть выдан со сроком:
· по предъявлении;
· от предъявления во столько-то времени.
Выплата процентов по векселю производится только в момент погашения векселя. При исчислении суммы процентов используется следующая формула:

Н х Д х П
С = ---------, (8.1.1)
100 х 365

где С - сумма процентов;
Н - номинал векселя;
Д - срок обращения векселя в днях;
П - процентная ставка, указанная на векселе.
Налогообложение доходов по векселям осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов, выпускаются облигации местных займов, которые являются долговыми обязательствами местных Советов депутатов. Местные облигационные займы проводятся посредством выпуска ценных бумаг - облигаций как на бумажной, так и на безбумажной основе (в виде записей на счетах). Выпускаемые на безбумажной основе облигации могут быть только именными. Облигации могут выпускаться эмитентом путем их открытого или закрытого первичного размещения среди инвесторов. Облигации на предъявителя выпускаются только в виде отпечатанных на бумаге бланков, изготовление которых осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
В зависимости от назначения привлеченных денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Облигации общих местных займов - это долговые обязательства местных Советов по привлечению денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, которые выпускаются на срок не более одного бюджетного года. Облигации целевых местных займов - это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для финансирования конкретных проектов. Целевые облигации местных займов могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Объем эмиссии облигаций определяется:
· общего местного займа - суммой денежных средств, необходимых для финансирования временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, и расходов на его организацию и проведение;
· целевого местного займа - суммой денежных средств, необходимых для финансирования конкретных программ социально-экономического развития региона и расходов на организацию и проведение займа.
Объем эмиссии облигаций целевого местного займа может индексироваться при превышении фактического уровня инфляции над расчетным. В пределах общего объема эмиссии данного займа может осуществляться несколько выпусков облигаций. Каждый выпуск облигаций может размещаться по частям.
Решение о выпуске облигаций местных займов принимает областной (Минский городской), городской (городов областного подчинения), районный Совет депутатов (далее - местные Советы депутатов) по предложению исполнительного комитета, поддержанному соответствующими постоянными депутатскими комиссиями, и при наличии положительных заключений органов, уполномоченных на проведение экспертизы.
Решением местного Совета депутатов устанавливаются:
· цель проведения местного облигационного займа;
· общий объем эмиссии облигационного займа;
· сроки проведения облигационного займа;
· гарантии по обеспечению погашения облигаций местных займов.
Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций общих займов утверждается эмитентом, а целевых займов - советом данного займа. Порядок выплаты доходов и погашения облигаций местных займов определяется проспектом эмиссии выпуска облигаций.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кредитование государства и управление государственным долгом» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: РОЛЬ КРЕДИТУ В РОЗВИТКУ ЕКОНОМІКИ
Здравый смысл и механика
Характеристика цінних паперів, що обертаються на фондовому ринку ...
Статті формування власного капіталу
Аудит доходів та витрат іншої діяльності


Категорія: Організація діяльності центрального банку | Додав: koljan (07.04.2012)
Переглядів: 1157 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП