Порядок регистрации банков и лицензирования банковской деятельности
Национальный банк Республики Беларусь является государственным органом, регламентирующим институциональный и операционный характер отечественной банковской системы. Для этого он реализует свои лицензионные и регистрационные полномочия. Регистрация банков и их обособленных подразделений, а также изменений и дополнений в учредительные документы носит разрешительный характер и требует рассмотрения в Национальном банке Республики Беларусь: 1) полноты комплекта учредительных документов банков и их филиалов (отделений); 2) соответствия представленных документов действующему законодательству, в том числе в части порядка ведения делопроизводства; 3) права использования термина «банк» в наименовании; 4) структуры владения банком и контролирующих интересов; 5) профессионализма руководящего управленческого звена (аттестация и тестирование высшего руководящего состава исполнительного органа банка) 6) операционного экономического плана банка, его будущего финансового состояния с учетом капитальной базы; 7) механизма внутреннего контроля и организационной структуры банка; 8) наличия согласия надзорного органа страны происхождения родительской организации банка; 9) возможности надзора за трансграничными операциями банка; 10) соответствие размеру (квоте) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь, который рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, и уставного фонда дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Квота рассчитывается по следующей формуле:
где n – количество банков, зарегистрированных в Республике Беларусь и имеющих общую лицензию на осуществление банковских операций. Для дочернего банка иностранного банка, созданного в форме унитарного предприятия, уставный фонд в приведенной формуле условно принимается за одну акцию номинальной стоимостью, равной величине зарегистрированного уставного фонда. Для унитарных банков, созданных резидентами, соответствующая i-я сумма числителя принимается равной нулю. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь утверждается Правлением Национального банка по согласованию с Президентом Республики Беларусь и подлежит опубликованию в официальном издании Национального банка. В соответствии с Инструкцией Национального банка Республики Беларусь о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций рассмотрение учредительных документов осуществляется в три этапа. На первом этапе с Национальным банком согласовывается наименование банка. Для этого один из учредителей (участников) банка либо уполномоченный им представитель представляет заявление, где указываются: § фирменное наименование банка на белорусском и русском языках; § юридический адрес и фирменное наименование учредителя - юридического лица, паспортные данные учредителя - физического лица, согласовывающего наименование создаваемого банка (или его представителя); § документ, на основании которого осуществляется представительство (при согласовании наименования банка уполномоченным представителем). Решение о согласовании наименования создаваемого банка в десятидневный срок принимается заместителем Председателя Правления Национального банка, курирующим банковский надзор. На втором этапе открывается временный счет в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком в другом банке для оплаты уставного фонда. Средства могут аккумулироваться на временных счетах в другом банке только при условии перевода средств через соответствующие корреспондентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь. Национальный банк может начислять проценты по средствам, размещенным у него на временных счетах. Средства с временного счета вправе быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после его государственной регистрации или изменений и дополнений в учредительные документы либо для возврата учредителям (участникам) в случае отказа от государственной регистрации. Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до момента государственной регистрации банка. Уставный фонд состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников) денежными средствами и в неденежной форме, входящей в состав основных фондов (за исключением объектов незавершенного строительства). В уставном фонде банка определяется минимальный размер имущества, гарантирующего соблюдение интересов кредиторов банка. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован в виде денежных средств и равняться сумме, эквивалентной 5 млн. евро. Нормативное значение минимального размера уставного фонда определяется ежеквартально исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) в виде имущества, приобретенного законным путем и принадлежащего им на праве собственности либо в силу иного вещного права. Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства. Предельный размер неденежной части уставного фонда установлен в размере 20% уставного фонда (на дату государственной регистрации банка, а в последующее после двух лет функционирования – 10%). На третьем этапе Национальный банк рассматривает следующий комплект документов: - заявление о государственной регистрации, где должен быть указан перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия; - два экземпляра устава банка; - выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка; - документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета). В случае внесения в уставный фонд денежных вкладов в иностранной валюте перерасчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в уставный фонд (дату поступления средств для зачисления на временный счет). С 1 января 2006 года банки обязаны производить замещение денежных средств в иностранной валюте, вложенных в уставный и другие фонды банков, на национальную валюту; - копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом; - сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная на последнем месте работы, а для неработающих - справка органа службы занятости; копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства; - справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь; - документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах; - анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения: для руководителя исполнительного органа банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; а также об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости; - документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка: по каждому инвестору - копии платежных документов, подтверждающие внесение денежных вкладов в уставный фонд; акт оценочной комиссии, утвержденный собранием учредителей (уполномоченным органом банка), о стоимости неденежного вклада, вносимого в уставный фонд, а также заключение независимой экспертизы достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь; - бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период; - документы, подтверждающие наличие технических возможностей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка для осуществления соответствующих банковских операций: о наличии в банке средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла; - платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка. Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы: нотариально удостоверенный учредительный договор банка; список учредителей (участников) с указанием размера их вклада, количества акций, в том числе простых и привилегированных, и размера долей в уставном фонде банка. Для государственной регистрации банка с иностранными инвестициями и дочернего банка иностранного банка, а также при увеличении уставного фонда банка за счет средств нерезидентов, отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов помимо перечисленных документов (за исключением справки налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь), иностранным юридическим лицом дополнительно представляются: § решение о его участии в создании банка на территории Республики Беларусь или об открытии дочернего банка иностранного банка; § документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица (легализованная в установленном порядке выписка из торгового реестра либо иной аналогичный документ, подтверждающий статус иностранного юридического лица); § баланс за предыдущий год, подтвержденный аудиторским заключением; § письменное разрешение соответствующего уполномоченного органа страны его местонахождения на участие этого юридического лица в создании банка на территории Республики Беларусь или на открытие дочернего банка иностранного банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местонахождения или в соответствии с международными соглашениями. Иностранным физическим лицом в этих случаях дополнительно представляются: § копия паспорта или иного аналогичного документа, подтверждающего личность; § подтверждение обслуживающим его иностранным банком платежеспособности этого лица; § декларация или иной документ, предусмотренный законодательством страны-инвестора, об источниках средств, вносимых в уставный фонд банка. Все документы должны быть представлены на одном из государственных языков Республики Беларусь либо на языке оригинала с нотариально заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь. Для государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы, включая вносимых по причине реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) представляются в Национальный банк: § заявление о государственной регистрации вносимых изменений и дополнений за подписью руководителя исполнительного органа банка; § выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) банка (решение собственника имущества) о внесении изменений и дополнений в его учредительные документы за подписью уполномоченных лиц банка; § изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка и оформленные в виде приложения к ним; § учредительные документы банка в новой редакции (в двух экземплярах); § платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы банка. При изменении места нахождения (юридического адреса) банка дополнительно представляется документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах. Национальный банк обязан провести проверку соответствия нового помещения банка техническим требованиям, установленным законодательством для осуществления банковских операций. Данные документы должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны председателем и секретарем собрания учредителей (участников) или уполномоченным лицом учредителя банка-унитарного предприятия, скреплены печатью (при государственной регистрации вновь создаваемого банка – печатью учредителя банка, уполномоченного собранием учредителей, при реорганизации банков – печатью реорганизуемого(ых) банка(ов). Национальный банк при принятии документов для государственной регистрации вновь создаваемого (реорганизуемого) банка вносит в журнал учета данных об учредителях банка паспортные данные учредителей (участников), представивших пакет документов, или их представителей и выдает им письменное подтверждение получения пакета документов для государственной регистрации. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Правлением Национального банка в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка. Отказ в государственной регистрации допускается при: - несформировании уставного фонда; - нарушения одним из учредителей банка условий создания банка, а именно: а) является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих производственных предприятий; б) имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет, целевым бюджетным и внебюджетным фондам или является учредителем таких лиц; в) представляет собой общественное объединение, преследующее политические цели; г) является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен; д) являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет; е) ограничен в праве на деятельность по решению суда. - несоответствии руководителей исполнительных органов или главного бухгалтера банка квалификационным и иным требованиям, предъявляемым к ним. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимаются отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность руководителя исполнительного органа банка, высшего юридического или экономического образования и стажа работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, а также: · отсутствие у кандидатуры, предлагаемой на должность главного бухгалтера банка, высшего экономического образования и стажа работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка; · наличие непогашенной или неснятой судимости; · привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу на день принятия о государственной регистрации банка; · совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; · наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения ими виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к ним со стороны нанимателя; · недостаточность квалификации, установленная специальной квалификационной комиссией Национального банка. - выявлении в представленных для государственной регистрации документах недостоверной информации, а равно в случае нарушения порядка создания банка, установленного законодательством Республики Беларусь. В государственной регистрации банка с иностранными инвестициями и дочернего банка иностранного банка может быть также отказано в случаях: § применения в соответствующих иностранных государствах аналогичных ограничений в создании, регистрации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь; § превышения размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок регистрации банков и лицензирования банковской деятельности» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»