Организационная структура коммерческого банка, как и любого предприятия, зависит от множества факторов, главным из которых выступает обеспечение экономической эффективности. Поэтому вполне естественно, что в небольшом городе банк имеет одну структуру, а в крупном финансовом центре, таком как Москва, совершенно иную. Структура банка с большим числом отделений имеет мало общего со структурой банка без отделений. Невозможно найти два банка, которые имели бы одинаковую структуру. Кроме того, с течением времени происходит изменение структуры банка, которая также может значительно отличаться от той, которая, например, была лет десять назад. Так как движение — это жизнь, а банк можно представить неким сложным организмом, то здесь постоянно происходит изменение набора отделов и комитетов, состав руководящих органов в соответствии с требованиями работы банка, новыми задачами и целями банка и т. д. В то же время, несмотря на постоянные изменения, структура банка должна ориентироваться на некоторые основные принципы, которые позволяют достичь устойчивости и стабильности работы. В структуре банка обычно выделяют два типа отделов: линейные и штабные. В линейных отделах занимаются выполнением операционной работы, а именно: принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т. д. Свое название «линейные» эти отделы получили по характеру функций, которые делегируются с высших эшелонов управленческой структуры на более низкие и которые образуют непрерывную связь по вертикали. Штабные отделы выполняют функции обслуживания линейных с целью повышения эффективности деятельности последних. К штабным относят такие отделы, как отдел кадров, планирования, юридический, статистический и т. д. Выделяют следующие основные принципы построения структур банка: пирамидальный, географический, функциональный, специализированных профит-центров, холдинг-компании. Пирамидальный принцип построения структур банка характеризуется предельной простотой вертикальных связей, прямым и непосредственным подчинением отделов высшему руководству банка. При данной структуре управления в банке, как правило, имеется 6-8 отделов, которые охватывают основной круг операций: ссудные, инвестиционные, кассовые, депозитные, трастовые, административный и ревизионный отделы, отдел маркетинга (см. табл. 5).
Таблица 5. Структура управления, построенная по пирамидальному принципу
Особенностью географического принципа является то, что происходит разделение реализации стратегических и тактических задач (см. табл. 6). Так, если стратегические проблемы решаются в головном представительстве банка, то решение тактических вопросов передается по месту расположения региональных филиалов банка. Благодаря этому происходит расширение ареала банковской деятельности.
Таблица 6. Структура управления, построенная по географическому принципу
При функциональном принципе построения структура управления организована на четком разделении функций аккумуляции ресурсов и способов их использования (см. табл. 7).
Таблица 7. Структура управления банком по функциональному принципу
В коммерческих банках, построенных по принципу профит-центров, создаются специализированные профит-центры, предоставляющие клиентам набор определенных финансовых операций и услуг, имеющих свои службы, аппарат управления, смету, калькуляцию издержек и полученной прибыли (см. табл. 8). Специализированный профит-центр может быть создан, например, на основе трастового отдела банка, функции которого в значительной мере обособлены, что и позволяет достаточно четко оценить затраты и результаты работы данного отдела.
Таблица 8. Структура управления банком по принципу профит-центров
В банковской холдинг-компании достигается очень высокая степень специализации. Здесь филиалы холдинга обладают статусом юридических лиц в отличие от предыдущих схем. Банковский холдинг в соответствии с особенностями акционерного капитала в состоянии контролировать небанковские учреждения, которые тесно связаны с банковской деятельностью, а именно: финансовые, ипотечные, лизинговые, факторинговые компании, трастовые и инвестиционные фонды, фирмы по выпуску дорожных чеков и кредитных карточек, вычислительные центры по обработке информации, аудиторские фирмы и т.д. (см. табл. 9). То есть холдинг-компания в данном случае является владельцем контрольного пакета акций других компаний и посредством этого контролирует их деятельность.
Таблица 9. Структура банковской холдинг-компании
В России чаще всего структура управления коммерческих банков построена по функциональному признаку и выглядит следующим образом. 1. Главная бухгалтерия: — отдел расчетно-ссудных операций; — отдел внешних экономических связей. 2. Валютное управление: — отдел клиентского обслуживания; — отдел пластиковых карточек; — отдел конверсионных операций; — отдел международных расчетов. 3. Управление по ресурсам, ценным бумагам, корреспондентским отношениям, забалансовым и трастовым операциям: — отдел ресурсов; — отдел межбанковских расчетов; — отдел забалансовых и трастовых операций; — отдел ценных бумаг; — отдел маркетинга, планирования и анализа. 4. Кредитный отдел. 5. Инновационный отдел. 6. Отдел по работе с филиалами. 7. Договорно-правовой отдел. 8. Консультационный отдел. 9. Отдел программного и информационного обеспечения. 10. Сектор развития телекоммуникации и сетей. 11. Отдел кассовых операций и операций с ценностями. 12. Отдел инкассации. 13. Отдел кадров. 14. Общий отдел. 15. Рекламный отдел. 16. Отдел по работе с клиентами. 17. Административно-хозяйственный отдел. 18. Департамент образования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА» з дисципліни «Сучасні банківські системи»