Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в зарубежных странах
В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий: 1. Котировка акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже. 2. Валюта баланса не более 2,5 млн евро. 3. Выручка от реализации не более 5 млн евро. 4. Среднее число занятых не более 50 человек. Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев. Большинство стран Европейского союза уже приняли соответствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны). Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах критерии отнесения к малым предприятиям следующие: 1. Выручка от продаж менее 25 млн долл. США. 2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде. 3. Предприятие не является инвестиционной компанией. 4. Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании. Сильные и слабые стороны малого бизнеса Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы: скачкообразное развитие инфраструктуры и средств связи; повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях; уменьшения габаритов, стоимости и упрощение использовании информационных систем; способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы; в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены; большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы; расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях. Однако малые предприятия как создаются, так и распадаются по многим причинам. Число банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий – это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта [3, с. 13]. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие может обанкротиться не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда выделяются три модели развития малого предпринимательства: I – консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво; II – медленное расширение деловой активности; III – быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании [1, с. 84]. Начиная с 90-х годов XX столетия в России сначала наметилась, а далее еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска. Положительным моментом в деятельности малых предприятий является то, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономики. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Анализируя опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: 1) увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе; 2) рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; 3) селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; 4) создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; 5) трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин); 6) подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; 7) разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); 8) косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства); 9) ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; 10) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; 11) снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; 12) улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики [5, с. 80]. Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные: - более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; - зависимость от крупных компаний; - слабая компетентность руководителей; - повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; - трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; - неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и другие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в зарубежных странах» з дисципліни «Облік та оподаткування підприємств малого бізнесу»