Цель управления – установить трансфертную цену на таком уровне, чтобы цели подразделений совпадали с целями компа-нии в целом. Оно может быть сформулировано следующим об-разом:
Основное правило определяет трансфертную цену как сум-му двух компонентов. Первый компонент – затраты отделе-ния-производителя – включает прямые переменные затраты на продукт (услугу) и любые другие затраты, связанные с переда-чей продукта. Чаще всего это стандартные переменные затраты по производству и транспортировке. Второй компонент – цена шанса (упущенная выгода), понесенная организацией в целом из-за передачи (см. гл. 1). В применении общего правила трансфертной цены воз-можны два варианта. Вариант 1: спрос равен предложению, производственные мощности используются полностью. Если производственные мощности используются полностью, размеры предложения и совокупного (внутреннего и внешнего) спроса совпадают, то каждая единица продукции может быть продана на сторону по рыночной цене. Если она передается в другие подразделения своей организации по цене ниже рыночной, то возникает упу-щенная выгода как потерянная потенциальная прибыль от вари-анта продаж на сторону. В этом случае трансфертная цена еди-ницы продукции состоит из переменных затрат и упущенной выгоды. В сумме они равны рыночной цене. При цене, равной рыночной, достигается совпадение целей организации в целом и ее подразделений, так как уровень цены оставляет руководителя производящего подразделения безразличным к выбору клиента. Для подразделения-потребителя продукции рыночная цена при-емлема и не вызывает искушения сделать заказ на стороне. Ор-ганизация сохраняется как единое целое. Вариант 2: совокупный спрос (внутренний и внешний) меньше предложения, в результате чего производственные мощности подразделения загружены не полностью. В этой си-туации упущенная выгода не возникает.
Удельные переменные затраты производственного отделе-ния не изменились, поскольку они не зависят от степени ис-пользования мощностей. Цена шанса в данном случае равна ну-лю, поскольку нет альтернативных вариантов продажи. Транс-фертная цена равна стандартным переменным затратам на про-изводство и транспортировку. Если уровень трансфертной цены покрывает затраты произ-водителя, но не обеспечивает прибыли, теряются стимулы к росту производства. Для стимулирования подразделений-производителей базовый уровень трансфертной цены можно рассматривать как нижний предел цены. Некоторые компании позволяют производственным отделениям добавлять наценку к расчетной цене трансферта, чтобы обеспечить положительный маржинальный доход производственникам и создать стимул для трансферта. Таким образом, общее правило ценообразования определяет минимальный уровень трансфертной цены.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основное правило трансфертного ценообразования» з дисципліни «Управлінський облік»