Поведение конкретных статей затрат зависит от специфики отрасли и носителей затрат. Напомним, что носитель затрат рас-сматривается как измеритель события или процесса, в результа-те которого возникают затраты. На этот процесс (явление) за-траты можно отнести по прямому признаку. В промышленных фирмах обычно в качестве измерителей факторов возникнове-ния затрат выступают объем производства, нормо-часы прямого труда или машино-часы. Нормо-часы и машино-часы чаще всего рассматривают как переменные затраты. К переменным затра-там относятся также некоторые статьи НР – непрямые материа-лы, частично непрямой труд. Постоянная часть НР включает амортизацию, налог на имущество, зарплату директора подраз-деления (или предприятия в сложной структуре). НР, такие, как коммунальные платежи и обслуживание оборудования, обычно рассматриваются как смешанные затраты. Зарплата начальника цеха рассматривается чаще всего как шагово-постоянные затра-ты, поскольку он может контролировать производство незави-симо от объема выпуска. Если изменяются условия – расширя-ются производственные мощности, вводится новое подразделе-ние, - то вводится дополнительная ставка. В торговых фирмах в качестве носителей затрат обычно рассматривают выручку от реализации. Затраты на реализован-ную продукцию являются переменными. Большинство трудоза-трат - постоянные или шагово-постоянные затраты, так как пер-сонал отделений продаж и складов способен контролировать деятельность своих подразделений в большом интервале продаж (запасов). Затраты на содержание магазина (арендная плата, амортизация, налог на имущество) – постоянные затраты. В некоторых отраслях выбор носителей затрат не так оче-виден и прогноз поведения затрат зависит от выбранного носи-теля затрат. Например, в Аэрофлоте носителями затрат могут быть километры полета, поток пассажиров, пассажиро-километ-ры. Затраты на топливо переменны относительно километров полета, но совсем не обязательно переменны относительно пас-сажиро-км. Так, для рейса Томск – С.-Петербург затраты на то-пливо больше, чем для рейса Томск-Екатеринбург, но затраты на топливо в каждом из этих рейсов существенно не меняются в зависимости от того, летит ли 200 человек или 190. По контра-сту, плата за посадку в чужом аэропорту является постоянными расходами аэрокомпании, независимо от дальности полета и ко-личества пассажиров. Таким образом, на поведение каждой статьи затрат влияет как специфика отрасли, так и выбор носителей затрат. Схему поведе-ния затрат в одной отрасли нельзя копировать применительно к другим отраслям. В рамках даже одного предприятия выбор носи-телей затрат может меняться для группы одноименных затрат.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Специфика поведения затрат в различных отраслях» з дисципліни «Управлінський облік»