В деятельности каждого бюджетного учреждения используются автотранспортные средства, эксплуатация которых требует топлива (автомобильный бензин и дизтопливо). Учет приобретения и расходования топлива осуществляется в особом порядке, который закрепляется внутренними нормативными актами. Приобретение топлива для служебного автотранспорта производится в соответствии с требованиями Закона о государственных закупках. Размещение заказа может осуществляться учреждением или уполномоченным органом: - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)). Приобретение ГСМ может производиться за наличный и безналичный расчет. При приобретении топлива за наличный расчет приказом руководителя учреждения должны быть утверждены: 1) лица (водители), имеющие право получать денежные средства под отчет; 2) сумма наличных денежных средств, выдаваемая для приобретения топлива на определенный учреждением период; 3) сроки, на которые могут выдаваться подотчетные суммы (например, 10 дней, месяц). Документами-основаниями поступления топлива при таком способе являются чеки ККМ, приложенные к авансовому отчету. К безналичному способу расчетов за топливо относится приобретение талонов на топливо или пластиковых топливных карт. Расчеты за топливо по картам или талонам ведутся либо на условиях предоплаты (не более 30% согласно п. 8 Постановления Правительства РФ N 1181), либо по фактически израсходованному топливу. Приобретение топлива для служебного автотранспорта безналичным путем экономически обоснованно (чем больше объем, тем ниже цена).
Бюджетный учет топлива, как и всех видов горючего и смазочных материалов (керосина, автола, угля, торфа и т.д.), осуществляется на счете 0 105 03 000. При любом из указанных способов приобретения топливо принимается к учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (кроме его приобретения), в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 52 Инструкции N 148н). Для отпуска ГСМ в бюджетном учете целесообразно предусмотреть способ списания по средней фактической стоимости, так как учитывать расход топлива по фактической стоимости каждой единицы больших объемов ГСМ не представляется возможным (такой способ может применяться при условии стабильных цен в течение длительного периода). Документом-основанием, подтверждающим фактический расход топлива, является путевой лист, составленный по формам 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005 или 0345007, с применением показаний приборов (спидометра) и норм расхода топлива, установленных в учреждении согласно Методическим рекомендациям норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). При нормировании расхода топлива различают базовое значение, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля (п. 3 Методических рекомендаций). На основании указанного документа нормы расхода топлива рассчитываются и утверждаются отдельно по каждому транспортному средству приказом руководителя учреждения с учетом климатических условий, численности населения, рельефа местности, в которой эксплуатируется автомобиль, времени года и других факторов, влияющих на расход топлива. Согласно п. 5 Методических рекомендаций при определенных условиях учреждение вправе применять повышающие коэффициенты (в процентном отношении к базовой норме), а в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций базовая норма расхода топлива может быть снижена. К сведению: для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители учреждений могут вводить в действие своими приказами нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями по специальной программе-методике (п. 6 Методических рекомендаций). Рассмотрим расчет нормативного расхода топлива на примере. В путевом листе указано, что легковой автомобиль ГАЗ-24-10 имеет пробег 350 км. Его эксплуатация осуществлялась в горной местности при высоте над уровнем моря 1000 м. Базовая норма расхода топлива (Н) для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет 13 л/100 км. Надбавка (D) за работу в горной местности при высоте над уровнем моря от 801 до 2000 м составляет 10%. Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: QH = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D), где: QH - нормативный расход топлива, л; Нs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S - пробег автомобиля, км; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. В рассматриваемом случае нормативный расход топлива составляет: QH = 0,01 x 13 x 350 км x (1 + 0,01 x 10%) = 46 л.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет топлива для служебного автотранспорта» з дисципліни «Бюджетний облік»