Метод определения цены по идентичным (однородным) товарам
Согласно данному методу рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров при определении их идентичности могут во внимание не приниматься. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Стоит отметить, что при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми (п. 8 ст. 40 НК РФ). Сделки между взаимозависимыми лицами (например, между родственниками или бухгалтером и директором одной организации) могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок. В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом официальные источники должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени (Постановление ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04, Письмо Минфина РФ от 09.07.2009 N 03-02-07/1-353). Налоговым кодексом не определен конкретный перечень официальных источников информации о рыночных ценах. При этом специалисты финансового ведомства полагают, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования (письма Минфина РФ от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333). Однако здесь также следует отметить, что, как правило, органы статистики предоставляют данные о средней стоимости того или иного товара. Такая стоимость не является ценой идентичного товара, реализуемого в сопоставимых условиях в определенный промежуток времени, следовательно, она не может быть рыночной (постановления ФАС ДВО от 20.02.2008 N Ф03-А51/08-2/168, ФАС ВВО от 17.11.2006 N А82-7208/2005-37). Правомерно ли использовать информацию о цене, предоставленную независимыми оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", в случаях, когда в официальных источниках рыночная цена необходимых товаров не представлена? В статье 40 НК РФ не предусмотрено определение рыночной цены на основе информации, предоставленной независимыми оценщиками. Вместе с тем следует отметить, что в случае определения рыночной цены товара в судебном порядке суд, помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 40 НК РФ, может учесть любые обстоятельства, имеющие значение для установления рыночной цены, в том числе и мнение независимых оценщиков (Письмо Минфина РФ от 02.07.2008 N 03-02-07/1-243). В вышеуказанном письме финансисты допускают использование информации, предоставленной независимыми оценщиками, при определении рыночных цен именно в судебном порядке. Однако ранее специалисты финансового ведомства утверждали, что привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков, при определении рыночных цен можно в любых необходимых случаях (Письмо от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144). Обратите внимание: рекламные каталоги не являются официальными источниками информации о рыночных ценах, так как в них содержатся не рыночные цены, а цены предложения без учета взаимодействия данного предложения со спросом на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Постановление ФАС ЗСО от 17.07.2007 N Ф04-4809/2007(36308-А46-19)).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод определения цены по идентичным (однородным) товарам» з дисципліни «Бюджетний облік»